Символ мужества и героизма

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» 30 июня отметит 15-летие

Этот уникальный объект принял первых посетителей в год 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Таким образом была увековечена память о защитниках рубежей Минска. Идея создания комплекса принадлежит благотворительному фонду помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана».
…Строительство системы оборонительных сооружений на западной границе СССР началось еще в 1928 году. Общая протяженность полосы от Карельского перешейка до Черного моря составляла 1850 километров. Вдоль нее располагались районы с долговременными системами укреплений – казематами, артиллерийскими позициями, ДОТами для пулеметов и противотанковых орудий. Главной задачей Минского укрепрайона было задержать наступление противника на столицу БССР (напомним, Минск тогда располагался всего в 40 км от линии границы) и обеспечить мобилизацию основных сил. Но в сентябре 1939 года граница СССР сдвинулась на запад. И уже на новых рубежах в спешном порядке началось сооружение еще одной системы укреплений, получившей название «Линия Молотова». Строительство на прежних территориях законсервировали.
К началу Великой Отечественной на «Линии Сталина» вооружения практически не было (оно находилось на складах или было перемещено на «Линию Молотова» в Западной Беларуси и Украине). По воспоминаниям военачальников, летом 1941-го фортификационные сооружения хотя и сыграли свою роль в противостоянии врагу, но не могли служить полноценными оборонительными пунктами.
Прошло более полувека с момента окончания войны, прежде чем укрепления под Минском обрели вторую жизнь. Теперь обновленная «Линия Сталина» выполняет другую функцию – напоминает о славном прошлом, о доблести и героизме советских воинов, учит быть настоящими патриотами родной земли. Создать подобный историко-культурный комплекс предложил благотворительный фонд помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана». Инициатива была поддержана Президентом Беларуси Александром Лукашенко. Восстановленная по архивным фотографиям и документам, «Линия Сталина» открылась для посетителей в июне 2005 года.
Историко-культурный комплекс расположился на территории отдельного ротного района, который включал в себя 18 долговременных огневых точек. В 4,5 км от этих позиций до 1939 года проходила государственная граница… Современный объект занимает около 30 гектаров. Его основу составляют сохранившиеся с 1930-х годов долговременные огневые точки Минского укрепрайона. Это артиллерийский полукапонир, трех- и двухамбразурные пулеметные
ДОТы, а также командно-наблюдательный пункт (КНП). Есть противотанковые и противопехотные заграждения, воссозданы позиции полевого заполнения, инженерное оборудование участка границы. Широко представлена военная техника времен Великой Отечественной и послевоенных лет: авиация, бронетехника, артиллерия. На искусственном водоеме сооружены паромная переправа и низководный инженерный мост, построенный по чертежам довоенных лет.


Сохраняя память

Сотрудничество Белорусской железной дороги с ИКК «Линия Сталина» началось в 2016-м с проекта по восстановлению тяжелого танка КВ-1. Тогда магистраль безвозмездно передала благотворительному фонду «Память Афгана» гусеничный танковый тягач БТТ. Эту машину, выпущенную в 1944 году, ранее эксплуатировали в восстановительном поезде на станции Брест. Стоит отметить, что ни один музей на территории стран бывшего СССР не обладает редким танком КВ-1, который восстановили на базе полученной техники.
Годом ранее в одном из болот в Сенненском районе Витебской области поисковая группа обнаружила башню танка КВ-1.

– У нас сразу родилась идея восстановить эту боевую машину в память о легендарном танкисте Зиновии Колобанове, который похоронен в Минске, – рассказывает исполнительный директор ИКК «Линия Сталина» Александр Метла. – В одном из боев 19 августа 1941 года танковая рота, состоящая из пяти КВ-1 под его командованием, уничтожила 43 немецких танка. 22 из них ликвидировал экипаж старшего лейтенанта Зиновия Колобанова. Наши воины остановили наступление танковой группы врага на Ленинград.
Корпус найденной бронемашины был уничтожен в 1941-м в результате подрыва боекомплекта (вероятно, это сделали, чтобы техника без топлива не досталась врагу). Предстояло найти подходящую основу для возрождения легенды.
На помощь пришла Белорусская железная дорога. Оказалось, на магистрали сохранилось несколько экземпляров гусеничных тягачей, построенных на базе этого уникального танка. Начальник дороги Владимир Морозов откликнулся на просьбу руководства историко-культурного комплекса, и буквально в течение месяца тягач из Бреста получил новую «прописку». Воссозданный танк вскоре занял достойное место в экспозиции «Линии Сталина».


Дело чести

Оказалось, это стало лишь началом большой совместной работы. В следующем, 2017 году на территории ИКК приступили к укладке рельсового полотна. Реставраторы обратились к железнодорожникам с идеей создать экспозицию, посвященную трудовому и ратному подвигу всех поколений воинов и тружеников стальной магистрали. Ее сердцем стал бы настоящий бронепоезд. Такая техника активно использовалась в самые тяжелые периоды Великой Отечественной. В первые месяцы боевых действий эти стальные крепости помогали сдерживать наступление гитлеровских войск, прикрывали от воздушных налетов места погрузки и выгрузки эшелонов, а в 1944-м в ходе операции «Багратион» поддерживали наступление пехотных и танковых частей.

Участие в создании экспозиции стало для работников магистрали делом чести, данью глубокого уважения всем поколениям воинов и тружеников железнодорожного транспорта Беларуси.
По задумке реконструкторов, центральным объектом экспозиции должен был стать бронепоезд времен Великой Отечественной, состоящий из паровоза, двух броневагонов и боевой платформы с зенитной пушкой. Для его воссоздания Белорусская передала благотворительному фонду «Память Афгана» довоенный паровоз серии ЭМ и организовала его доставку из Кричева на «Линию Сталина». Реставрацией этой машины до первозданного состояния занимались специалисты локомотивного депо Кричев.
Также были найдены и переданы железнодорожные платформы, подходящие для строительства на их базе броневагонов. Как и в истории с танком КВ-1, с ними плотно работала бригада опытных реставраторов.
На счету Александра Микалуцкого, Владимира Якушева и его сыновей уже не один десяток тщательно воссозданных реплик советской и вражеской бронетехники. Как отмечают мастера, работа над бронепоездом для них стала самым крупномасштабным проектом за два десятилетия увлечения темой военной реставрации. Впрочем, к ответственному делу они подошли с привычным вниманием к деталям и соблюдением исторических чертежей. Еще одним важным элементом стал 40-тонный мост через водоем. Эту конструкцию тоже помогли смонтировать железнодорожники.
В 2018 году, накануне профессионального праздника Дня железнодорожника, на «Линии Сталина» торжественно открыли экспозицию, посвященную трудовому и ратному подвигу всех поколений воинов и тружеников железнодорожного транспорта. В мероприятии приняли участие начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, работники стальной магистрали, удостоенные высших отраслевых наград, ветераны войны и труда, воспитанники Детской железной дороги имени К. С. Заслонова.

Все они стали свидетелями реконструкции одного из боев 1941-го, когда при поддержке бронепоезда было отражено нападение вражеских сил на станцию «Советская». Затем состоялась церемония открытия мемориальной доски в честь трудового и ратного подвига всех поколений воинов и тружеников железнодорожного транспорта Беларуси. Ее установили на тендере паровоза серии Эм. Локомотив, выпущенный в 1933 году, прошел сквозь пламя войны, а затем несколько десятилетий эксплуатировался в мирное время. В начале осуществления проекта, как отметил Владимир Морозов, речь шла только о паровозе. Но руководство историко-культурного комплекса предложило отразить железнодорожную тематику более широко. Несмотря на большой объем работ, воплотить задуманное в жизнь удалось менее чем за один год.

Присутствовавший на торжественной церемонии участник Великой Отечественной войны, почетный железнодорожник Семен Береснев (в нынешнем году он отметил 100-летний юбилей) выразил уверенность, что созданная экспозиция послужит патриотическому воспитанию молодого поколения. Эти слова подтвердил повышенный интерес к экспозиции гостей с малой Белорусской.

К слову, на протяжении многих лет на Детской железной дороге во время праздников, таких как День Независимости Беларуси, День железнодорожника и других, действует выставка стрелкового оружия времен Великой Отечественной, представленного «Линией Сталина». Возможность увидеть раритеты вызывает восторг – как у детей, так и взрослых.


Отдавая дань уважения

2019 год ознаменовался еще одним ярким проектом – созданием реплики ходового бронированного паровоза. Для этого железнодорожники подготовили и передали на «Линию Сталина» еще один паровоз, на этот раз серии ЭР. Реставраторы историко-культурного комплекса «приодели» локомотив по лекалам военных лет – в панцирь из стальных листов. а чтобы весь бронепоезд мог передвигаться, интегрировали внутрь паровозного тендера полноприводный армейский грузовик. Бронепаровоз вышел на славу.
Накануне 75-летия Великой Победы руководство Белорусской побывало на «Линии Сталина», чтобы отдать дань уважения железнодорожникам, прошедшим войну. Начальник дороги Владимир Морозов и председатель Дорпрофсожа Виктор Какора возложили венок к корпусу бронепаровоза с памятной табличкой в честь экипажей стальных крепостей. Владимир Михайлович подчеркнул, что экспозиция «Наш бронепоезд» – это собирательный символ мужества и героизма всех железнодорожников: и тех, кто участвовал в боях, и тех, кто доставлял к линии фронта технику и вооружение, вывозил раненых, кто своим трудом, самоотдачей обеспечивал ритмичную работу предприятий страны.

Руководство и коллектив Белорусской железной дороги искренне поздравляют работников историко-культурного комплекса «Линия Сталина» с 15-летием со дня образования. За прошедшие годы этот уникальный объект стал одной из визитных карточек нашей страны. Здесь по крупицам собраны и восстановлены образцы различных видов техники и вооружения, скрупулезно воссоздана атмосфера того героического времени, когда наши деды и прадеды, не жалея своей жизни, отстаивали свободу Родины. Трудно переоценить вклад «Линии Сталина» в патриотическое воспитание молодого поколения. В канун памятной даты коллективу комплекса хочется пожелать крепкого здоровья и новых созидательных сил в деле сохранения истории нашего Отечества – Республики Беларусь.

Яндекс.Метрика