Январь
Вт
19
2021

Помнить и беречь

На фасаде здания станции Люща Барановичского отделения установили мемориальную доску. Она посвящена мирным жителям, партизанам и фронтовикам, погибшим при освобождении одноименной деревни и станции, расположенной в Лунинецком районе. Символично, что памятный знак появился в год 75-летия Великой Победы.

Идея разместить здесь мемориальную доску принадлежит бывшему педагогу Татьяне Климчук, которая сегодня живет в Лунинце. Женщина искренне благодарит за поддержку и помощь в этой кропотливой работе начальника станции Люща Виктора Марко.
Сведения о Люще содержатся в историко-документальной книге «Память» Лунинецкого района.
До войны здесь было 17 дворов, жили 58 человек. Во время оккупации в 1942 году фашисты уничтожили 14 домов, были убиты пятеро сельчан. На железнодорожной станции хозяйничали немцы, на перегоне Лунинец – Люща – Мальковичи они построили три бункера.
– В детстве я видела два таких сооружения. Это было в 1960-х годах, – рассказывает Татьяна Климчук. – Они размещались возле железнодорожного полотна, но не сохранились. Старожилы рассказывали, что в 1943-м партизаны взорвали три немецких эшелона на перегоне Мальковичи – Люща. Также вывели из строя участок пути от станции Ганцевичи до остановочного пункта Бостынь. На мемориальной табличке упоминаются также герои-партизаны «рельсовой войны». А сам населенный пункт Люща освободили в начале июля 1944 года.
Татьяна Михайловна давно изучает историю здешних мест. На магистрали долгие годы работали ее родители: отец Михаил Михайлович трудился на узкоколейке (ее ветвь соединялась со станцией Люща) на паровом, а затем козловом кране, а мама Александра Антоновна была учетчицей на станции. Родная сестра Татьяны Михайловны Тамара раньше была дежурным в доме отдыха локомотивных бригад в Лунинце. Брат Михаил Климчук сейчас оператор дефектоскопной тележки в Лунинецкой дистанции пути.
– Узкоколейку построили здесь еще в 1908-м на участке Люща – станция Канал, – рассказывает Татьяна Климчук. – Инициатором был купец Федор Агарков, он же выделил средства. Одна из крупных лесовозных узкоколейных дорог в Беларуси просуществовала до 1990-х годов, полностью ее демонтировали спустя десятилетие. По ней доставляли лес с Гричинских болот. Мой отец краном перегружал древесину в вагоны с колеей 1520 мм, следовавшие в Сарны, Барановичи и Польшу. Железная дорога на участке Лунинец – Барановичи, которая прошла через Лющу, построена еще раньше – в 1884 году. Однако именно узкоколейка поспособствовала укрупнению населенного пункта до рабочего поселка.
Татьяна Климчук собрала уникальные исторические материалы, сведения об известных уроженцах этой земли и редкие фотографии. В ее подборке – и биографические данные о династии Бадеевых – Земляников – Савчуков (общий стаж – более 100 лет), представители которой связаны с этой станцией и другими предприятиями отделения.
К примеру, Георгий Земляник в 1960-е годы возглавлял коллектив Лющи. Здесь же трудилась билетным кассиром его супруга Нина Александровна. Их дочь Валентина Савчук была дежурным по станции. Сегодня семейное дело продолжает внук Алексей Савчук. Он работает старшим электромехаником в Барановичской дистанции сигнализации и связи.
Нить поколений не прерывается. Такой же прочной должна быть и память о тех, кто жертвовал собой ради Великой Победы, уверена Татьяна Климчук.

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика