Февраль
Пт
14
2025

Объединяет чувство гордости

Около 400 тыс. километров, 4 млн. пассажиров и свыше 12 тыс. воспитанников – с таким богатым багажом достижений открыла 65-й, юбилейный, сезон Детская железная  дорога имени  К. С. Заслонова. Этот праздник малая Белорусская встретила обновленной: значительно преобразился вокзал станции «Заслоново», наполнился техническими интерактивными новинками, органично соединившими прошлое и настоящее.

Торжественная церемония открытия началась с просмотра на большом экране видеофильма, посвященного истории развития ДЖД, важнейшим вехам ее обновления и совершенствования. Начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов поздравил юных воспитанников с памятной датой и началом нового сезона, а также отметил лучших ребят и их наставников отраслевыми наградами. Владимир Михайлович подчеркнул, что за 65 лет на ДЖД произошло много важных событий. Но нынешних воспитанников, как и их предшественников, объединяет чувство гордости за принадлежность к большому коллективу стальной магистрали. Тот, кто приходит сюда учиться, не просто выбирает профессию, а определяет свой жизненный путь.
– Желаю найти себя, поддерживать друг друга, с благодарностью вспоминать наставников, чтить историю и двигаться вперед, развиваться! – пожелал Владимир Морозов.
Добрыми словами всех собравшихся напутствовали и представители руководства Минского отделения, Дорпрофсожа, райпрофсожа столичного отделения и администрации Первомайского района города. Почетными гостями стали начальники малой Белорусской прежних лет, ее воспитанники, которые начинали здесь путь в профессию несколько десятилетий назад.
Ярким аккордом праздника было исполнение гимна Детской железной дороги, сопровождавшее выступление артистов цирковой студии «Белая Русь» КСЦ Минского отделения. Юные железнодорожники запустили в небо голубей как символ мира и полета детской мечты. Затем все поспешили к поезду, готовому отправиться от перрона в первый рейс в новом сезоне. Для юных железнодорожников это не только радостно, но и волнительно. это проверка и закрепление на практике знаний, полученных за один учебный год или более длительный период подготовки. Школьники приходят сюда еще учась в пятом – седьмом классах. За несколько сезонов они постигают азы множества железнодорожных профессий. Для кого-то такой выбор становится судьбоносным: значительная часть ребят продолжает обучение по своему профилю в средних специальных и высших учебных заведениях, а затем приходит на Белорусскую железную дорогу.
Торжественная церемония открытия 65-го сезона состоялась в символичный для ДЖД день: именно 9 июля 1955 года в первый рейс отправился состав из шести вагонов. Много интересного об этом и других эпизодах развития детской дороги можно найти в обновленном зале ожидания вокзала станции «Заслоново». На экране информационного киоска и любопытные факты из истории детских железных дорог стран бывшего Советского Союза, можно посмотреть, как выглядят различные модели подвижного состава, уточнить расписание поездов, узнать, как проходит теоретическое и практическое обучение юных железнодорожников.
Своеобразное путешествие в прошлое поможет совершить и большой макет, отражающий цикл работы железной дороги. В центре композиции воссоздана в миниатюре станция Поречье – первая на Белорусской железной дороге, через которую в декабре 1862 года было открыто регулярное движение поездов Петербурго-Варшавской железной дороги.
Новым необычным развлечением в здании вокзала стало уникальное фотозеркало, которое заменяет собой и фотозону, и фотографа. С его помощью предлагается сделать снимок с возможностью выбора железнодорожной формы разных исторических периодов и фоновой заставки. Получить красиво оформленное фото можно как на бумажном носителе, так и на электронную почту.
Впервые на Детской железной дороге все желающие, независимо от уровня подготовки, смогут попробовать себя в роли машиниста. Для этого в зале ожидания установили игровой модуль с возможностью имитации управления поездом. Он представляет собой рабочее место машиниста, где на панели размещены органы управления, а на окнах-экранах отображается участок железной дороги. При этом можно выбрать вид локомотива, сезон и время суток.
Пожалуй, самым душевным подарком для гостей станет живая музыка. Это не случайно, ведь исторически слово «вокзал» имеет музыкальную окраску. К примеру, в зданиях первых вокзалов Царскосельской железной дороги организовывали вечера, балы и концерты. В зале ожидания вокзала станции «Заслоново» тоже установили рояль. Кроме камерных концертов для пассажиров, ожидающих свой поезд, электромеханический инструмент может воспроизводить музыку и без участия человека. Его наличие открывает возможность для проведения здесь вечеров музыки с участием воспитанников детских музыкальных школ, встреч с известными музыкантами, а также познакомит с прекрасными произведениями персонал ДЖД и ее гостей.
– Мы постарались органично соединить историю и современность, привлечь пассажиров интерактивностью, – отметил начальник ДЖД Валерий Савич.
С учетом комплексного обновления вокзала станции «Заслоново» и подготовки к юбилейному сезону нынешний стартовал не в мае, как было раньше, а 9 июля – в день рождения малой Белорусской. Поезд будет курсировать по средам, четвергам и пятницам с 11.00 до 14.09 и делать 4 рейса, а по субботам и воскресеньям – с 11.00 до 16.04 (6 рейсов). В сентябре совершить путешествие на «Столичном экспрессе» можно будет по субботам и воскресеньям с 11.00 до 16.04 (6 рейсов). При этом повышенное внимание уделено вопросам безопасности: соблюдаются принципы социального дистанцирования, регулярно выполняется санитарная обработка подвижного состава, принимаются другие профилактические меры.
Новинкой 65-го, юбилейного, сезона стала возможность приобретения билетов на «Столичный экспресс» через интернет-сервис по продаже билетов проездных документов. Билеты как и прежде, можно приобрести и в кассе вокзала станции «Заслоново». Стоимость проезда составляет 4 рубля.

Руслан АНАНЬЕВ


Вехи истории

1935 – 1936 гг. – в Тбилиси, Гомеле и других городах СССР открылись детские железные дороги (большинство было разрушено в Великую Отечественную войну).
Осень 1954 г. – началось строительство Детской железной дороги в Минске. Ей передали присланный из Эстонии паровоз 159-232 Подольского завода, шесть четырехосных пассажирских вагонов постройки Столбцовского вагонного депо и одну грузовую платформу.
9 июля 1955 г. – торжественное открытие малой Белорусской. Тогда были две станции: «Парк культуры» (нынешняя «Заслоново») и «Сосновый Бор» (сейчас – остановочный пункт). Техническую станцию «Пионерская» построили позже.

1969 – 1970 гг. – на смену электрожезловой системе сигнализации пришла полуавтоматическая блокировка.
1971 г. – Детской железной дороге присвоено имя Героя Советского Союза Константина Заслонова.
1987 г. – введены в эксплуатацию автоблокировка на перегоне и электрическая централизация на станциях. Начали курсировать два поезда со скрещением по станции «Пионерская». Выполнен капитальный ремонт вокзала станции «Заслоново». Получен новый тепловоз ТУ7А-2782. Реконструирован вокзал станции «Пионерская».
2008 г. – приобретен тепловоз ТУ7А-3350.
2009 г. – открытие нового учебного центра с профилирующими классами, компьютерным кабинетом и залом истории Минского отделения.
2012 г. – капитальный ремонт подвижного состава с внедрением дизель-генератора.
2014 г. – реконструкция пути, капитальный ремонт пассажирских платформ, обновление подвижного состава.
2015 г. – введена в эксплуатацию микропроцессорная диспетчерская централизация «Неман».
2016 г. – внедрен новый тренажер-симулятор узкоколейного тепловоза.
2018 г. – закуплен макет-тренажер «Станция и участок перегона с автоматической блокировкой».
2019 г. – ремонт здания станции «Пионерская».


Цифры и факты

В настоящее время на малой Белорусской эксплуатируют 2 тепловоза ТУ7А и 12 вагонов серии ПВ51, два из которых оснащены дизель-генераторной установкой, предназначенной для освещения и отопления вагонов. Все вагоны оборудованы системой радиовещания для создания музыкального сопровождения и проведения тематических экскурсий.
Длина главного пути Детской железной дороги составляет 3,79 км, общая – 4,5 км. На технической станции «Пионерская» размещен пульт управления стрелками и сигналами, производится техническое обслуживание подвижного состава и экипировка локомотивов.

«Заслоново» – начальная и конечная станция маршрута Детской железной дороги, где происходит посадка и высадка пассажиров. С учетом стоянки на остановочном пункте «Сосновый Бор» продолжительность каждой поездки – порядка 15 минут.
Ежегодно в кружке «Юный железнодорожник» занимается около 450 – 500 ребят. Набор осуществляется среди школьников пятых-седьмых классов. Занятия по теоретической подготовке проходят с октября по апрель. Продолжительность обучения – три года.


По зову сердца

Если что-то нравится – стремись к этому, прилагай усилия и не прогадаешь: судьба вознаградит тебя за настойчивость. Таково жизненное кредо Александра Балаева. С 1975-го по 1983 год он был начальником Детской железной дороги, приложил много усилий для повышения качества преподавания и совершенствования материальной базы малой Белорусской.

Александр Балаев с воспитанниками малой Белорусской

Жизненный путь Александра Борисовича, которому сейчас более 90 лет, – калейдоскоп множества событий и достижений. И везде яркой нитью проходит стальная магистраль.
– Моя судьба – как железная дорога: вечное стремление вперед, – делает вывод ветеран. – Зачастую один крутой поворот сменялся другим.
Его детство прошло в деревне на Брестчине. Отца репрессировали, а мать с детьми отравили в Алтайский край. Александру пришлось с ранних лет работать, брать на себя ответственность. В 1946-м семья переехала в Барановичи, и юноша устроился в паровозное депо.
– Начинал кочегаром на паровозе серии Су, – вспоминает ветеран. – Позже экстерном сдал экзамены на помощника машиниста и трудился в пассажирском движении. А через некоторое время стал самостоятельно водить поезда: сначала на паровозе серии О, позже пересел на Эр.
Затем в его биографии была работа в локомотивном депо Минск, преподавание в столичном отраслевом училище. Наличие педагогического опыта и организационного таланта высоко оценили. Александра Борисовича назначили начальником Детской железной дороги.
Имея большой опыт, он знакомил юных воспитанников с азами железнодорожных профессий, стремился поддержать и подогреть интерес к магистрали. Кроме того, заботился о развитии инфраструктуры малой Белорусской, обеспечении безопасности движения и комфорте пассажиров. Среди важных достижений, которыми он гордится, – перевод отопления главного здания станции «Заслоново» с локального на централизованное. Благодаря этому появилась возможность снести неприглядные соседние хозпостройки и улучшить условия в станционном здании, где тогда проводились занятия для школьников.
Воспитанники Детской железной дороги, которых обучал Александр Борисович, часто звонят ему, чтобы рассказать о своих достижениях. Среди бывших учеников есть и обладатели знака «Почетный железнодорожник».
– Приятно видеть, что малая Белорусская развивается, приходят новые ребята, – отмечает Александр Балаев. – Своей энергичностью и активностью всех заряжает мой коллега, нынешний начальник Валерий Савич. Очень важно, что всяческое содействие оказывает руководство локомотивного депо Минск, столичного отделения, Белорусской железной дороги.


Выбрать свою дорогу

Родившийся в железнодорожной семье нынешний начальник локомотивного депо Минск Роман Лобажевич с детства хотел связать судьбу со стальной магистралью. Несколько ярких лет обучения на малой Белорусской помогли реализовать мечту.

– Отец работал машинистом в столичном локомотивном депо, мама – дежурным по отправлению на станциях Минск-Пассажирский и Минск-Сортировочный, – рассказывает Роман Владимирович. – Родители и посоветовали мне пойти на Детскую железную дорогу, видя мой интерес к магистрали. Четыре года учебы пролетели незаметно. Каждое воскресенье летел на занятия на станцию «Заслоново», как на крыльях.
Малую Белорусскую Роман Лобажевич до сих пор считает важной ступенькой на пути к профессии. По его словам, обучение здесь помогает изучить особенности разных железнодорожных специальностей, «примерить» их, прочувствовать. Знания, полученные в тот период, помогли ему и в дальнейшем – во время обучения в профильном колледже и МИИТе.
– Самое яркое воспоминание о Детской железной дороге – когда я в качестве машиниста тепловоза отправился в первый рейс, – рассказывает Роман Владимирович. – Конечно же, очень волновался. Но рядом со мной были такой же юный помощник машиниста и опытный машинист-инструктор Антон Курилович. И это придавало уверенности.
Секрет привлекательности малой Белорусской, по мнению собеседника, видимо, в том и заключается, что за время обучения и производственной практики школьники могут почувствовать себя взрослыми, научиться собранности, ответственности и порадоваться своим умениям. Многих привлекает и хорошая компания, возможность найти новых друзей, регулярно встречаться, общаться, интересно и с пользой проводить время.
После получения профильного образования Роман Лобажевич поездную практику проходил в локомотивном депо Орша, а затем пришел трудиться в столичное. Начинал помощником машиниста электровоза в грузовом движении, потом – в пассажирском. Позже встал за правое крыло. Несколько лет водил электровозы, затем обучал локомотивные бригады.
С течением времени его назначили начальником депо. Одна из главных задач руководителя – сплотить коллектив, обеспечить выполнение важных задач в ремонтной и эксплуатационной работе. Решающую роль в этом играет умение работать в команде. Первый такой опыт Роман Владимирович приобрел еще во время занятий на Детской железной дороге, которые стали отправной точкой в начале большого профессионального пути.


Билет в профессию

Театр, как известно, начинается с вешалки, а знакомство юных воспитанников Детской железной дороги имени К. С. Заслонова – с азами работы машинистов и представителей других «магистральных» профессий – с занятий в учебном центре. Изначально мальчишек и девчонок привлекают романтика поездок, эффектная форма и возможность найти новых друзей. Но в дальнейшем это, как и было на протяжении всех 65 лет развития ДЖД, перерастает в нечто большее: возможность выбора профессии, почувствовать себя взрослыми и самостоятельными, определить приоритеты жизненного пути.

– Многие ребята приходят к нам заниматься с пятого класса школы, – рассказывает заместитель начальника Детской железной дороги Светлана Марутко. – И задача педагогов-инструкторов – заинтересовать, вдохновить и помочь разобраться в непростой специфике железной дороги.
Малая Белорусская по своей протяженности и количеству станций, конечно же, не может сравниться с большой стальной магистралью. Здесь и вагоны поменьше, ширина колеи более узкая. Но функционирует она по всем канонам Белорусской железной дороги: с четким расписанием движения, локомотивными и поездными бригадами, работой движенцев, путейцев и представителей других хозяйств. И весь этот процесс обеспечивают школьники – при чуткой и заботливой поддержке взрослых.
– Обучение проходит с октября по апрель. Ребята приезжают в учебный центр, расположенный недалеко от Центрального детского парка имени М. Горького, один-два раза в неделю. В первый год знакомятся с основами деятельности железнодорожного транспорта, – объясняет Светлана Владимировна.
По итогам первого года занятий – стажировка, сдача зачета. Тот, кто успешно с этим справится, может во время летнего сезона работы ДЖД попробовать себя в роли, например, диктора радиоузла, оператора при дежурном по станции, экскурсовода в поезде, дежурного по переезду.
На втором и третьем годах более подробно изучают специфику путевого, вагонного и локомотивного хозяйств, организации движения поездов, применения информационных технологий. Только после успешного освоения таких знаний воспитанники могут поработать проводником пассажирского вагона, помощником начальника поезда, помощником машиниста, дежурным по станции, а затем «дорасти» и до начальника станции и поезда, машиниста.
– Когда набираем новичков, почти все мальчики мечтают стать машинистами, а девочки – проводниками, – отмечает Светлана Марутко. – Но затем они знакомятся со спецификой разных железнодорожных профессий и выбирают уже более осознанно. Вариантов много. Кстати, на малой Белорусской, в отличие от большой магистрали, машинистами работают не только парни, но и девушки.
У воспитанников Детской железной дороги нет дневников, как принято в школе. Зато, совсем как у студентов, есть зачетные книжки. «Двоечников» не бывает: ребята ходят на занятия по зову сердца, спешат на встречу с друзьями и полезными знаниями. А педагоги-инструкторы стараются, чтобы интерес не угасал. Они «переводят» сложную техническую информацию на более понятный язык. Например, могут сравнить буксу вагона с популярной в свое время игрушкой – спиннером. В учебных аудиториях, оборудованных наглядными пособиями, можно разобрать и собрать узлы, «прощупать» их. Очень помогают и тренажеры-симуляторы, а также инфраструктура и подвижной состав действующей малой Белорусской.
– Наши ребята также занимаются в кружке моделирования железнодорожного транспорта, создают миниатюрные копии локомотивов, вагонов, участков станций. А еще изучают историю магистрали, пробуют себя в роли экскурсоводов, – рассказывает инструктор Наталья Маслович. – Благодаря этому им легче даются некоторые дисциплины в школе и обучение в колледже или вузе.
Привлекает школьников на ДЖД и возможность ездить на экскурсии, встречаться с ровесниками – воспитанниками детских железных дорог из других стран. Многие ребята после завершения трехлетнего курса обучения продолжают сюда приходить. Они помогают начинающим, закрепляют собственные знания. Как правило, выпускники малой Белорусской успешно поступают в профильные учебные заведения среднего и высшего звена.
– Мы взрослеем, но в душе остаемся молодыми. При таком тесном общении с детьми и подростками по-другому и быть не может, – делится Светлана Марутко. – Они подпитывают взрослых педагогов своей энергией. А мы, в свою очередь, прилагаем максимум сил для того, чтобы помочь детям, подсказать, поддержать их в освоении профессии.
– Секрет притягательности ДЖД для школьников – в возможности попробовать себя в настоящем взрослом деле, изучать технику и участвовать в перевозках пассажиров, – считает начальник малой Белорусской Валерий Савич. – Наши воспитанники носят железнодорожную форму и могут почувствовать себя частью большого коллектива отечественной стальной магистрали.
С учетом новых требований времени развивается и Детская железная дорога: укрепляется материальная база, совершенствуется учебная программа, все шире применяются информационные технологии. Цель таких усилий – продолжить многолетние традиции малой Белорусской, повысить ее привлекательность для воспитанников и пассажиров.


Кто «горит», у того получается

В детстве нынешний студент БелГУТа Олег Омельчук жил недалеко от станции Колодищи и нередко радостно махал руками машинистам проезжающих мимо локомотивов. Мечтал сам примерить железнодорожную форму и водить поезда. Прокатившись по Детской железной дороге, несколько лет терпеливо ждал, когда повзрослеет и сможет стать одним из ее воспитанников.

– Я был настоящим фанатом стальной магистрали, – вспоминает Олег. – И когда учился в пятом классе, пошел на малую Белорусскую и затем в течение семи лет два-три раза в неделю посещал теоретические занятия.
Его интересовало абсолютно все. Поэтому учеба давалась легко и была в удовольствие. Быстро освоил много профессий: например, попробовал себя в роли дежурного по вокзалу, по станции и переезду, был начальником поезда, поездным диспетчером. Но больше всего хотел стать машинистом. И настойчивость себя оправдала: он около четырех лет водил поезда по маршрутам Детской железной дороги. Наряду с этим воодушевленно и с азартом изучал особенности деятельности большой магистрали: на станции Колодищи наблюдал за работой путейцев и связистов, локомотивщиков, приходил на экскурсию к дежурным по станции.
Опыт, полученный на малой Белорусской, помог успешно поступить в БелГУТ и, как будущему движенцу, осваивать новые знания на лекциях и семинарах. Охотно выполнял задания во время производственной практики. Проявленное усердие заметили, пригласили поработать в период каникул на станцию Минск-Сортировочный, где много путей и высокая интенсивность движения. Но Олег Омельчук достойно выдержал испытание. И он надеется, что после получения диплома БелГУТа сможет продолжить здесь трудиться.
– Если нравится дело, «горишь» им, то для достижения результата не потребуется чрезмерных усилий, все будет получаться, – рассуждает студент. – Однако нужно быть дисциплинированным, настойчивым. Без этого не станешь настоящим железнодорожником.
На малую Белорусскую, по словам Олега Омельчука, приходят учиться по разным причинам: одни хотят продолжить семейную династию, других привлекает красивая форма или романтика движения, некоторые соглашаются с желанием родителей или решают составить компанию друзьям. Но почти для всех период обучения становится важным этапом их жизни и, как правило, влияет на будущее.

Блиц-опрос

Максим Бубнов:
– Я еще совсем маленьким катался на Детской железной дороге. Очень хотелось стать машинистом: ведь он ведет поезд, видит все интересное. В кружке «Юный железнодорожник» занимаюсь первый год, узнал много нового. Например, о конструкции вагона. Учеба дается мне легко. Сам стараюсь, и инструкторы хорошо объясняют.


Виктория Яценко:
– За два года научилась многому, попробовала себя в роли проводника пассажирского вагона, оператора макета, экскурсовода. Особенно интересно было стажироваться поездным диспетчером, рисовать графики движения. Пришла на малую Белорусскую по совету подружки. Она уже тогда ходила на занятия, а мне пришлось еще повзрослеть и стать пятиклассницей. Учиться в кружке несложно, но, конечно, нужно стараться.


Арсений Лось:
– За год обучения здесь я понял: чтобы достичь успеха, необходимо на занятиях внимательно слушать, запоминать, задавать вопросы. Из профессий мне ближе всего работа машиниста или дежурного по станции. Первый ведет поезд, это важно и почетно, а второй обеспечивает движение – как в игре-стратегии.
А впервые на Детской железной дороге я побывал благодаря другу: в его день рождения мы прокатились на поезде. Это было здорово!

Яндекс.Метрика