«Мне все дала дорога»
Многие миллионы километров проехал за правым крылом локомотива Александр Бабарикин – в прошлом машинист, а ныне дежурный по депо Кричев. На Белорусской железной дороге он трудится с 1979 года. Многолетний добросовестный труд, безупречное выполнение служебных обязанностей получили высокую оценку: Указом Президента Беларуси Александр Васильевич удостоен медали «За трудовые заслуги».
Дело всей его жизни, призвание, гордость и самое большое счастье… О железной дороге герой публикации говорит, как о чем-то близком и родном, по-настоящему судьбоносном. Знает ее, любит и ценит. Наверное, это передалось от родителей.
– Они дороге посвятили долгие годы, – вспоминает Александр Бабарикин. – Мой отец Василий Стефанович работал осмотрщиком вагонов, мама Раиса Захаровна трудилась в ОРСе, пекла вкуснейший хлеб. Родной брат отца, Иван Стефанович, был мастером в ПТО на станции Кричев. В этом городе с крепкими железнодорожными традициями на свет появился и я – в 1958 году.
В депо Александр Васильевич устроился… подсобным рабочим. Это было в марте 1979-го. А вскоре парня направили в Гомель на двухгодичные курсы в Дортехшколу. По возвращении в депо трудился помощником машиниста. И, конечно, очень хотел сам встать за правое крыло. Соответствующие права получил в 1985 году. И началась новая страница биографии. Грузовое движение, пассажирское и маневровое… Последнее, говорит железнодорожник, было, пожалуй, самым сложным. Ведь здесь каждое движение локомотива должно быть точно выверено, здесь мастерство – высочайшей пробы. Впрочем, для Александра Бабарикина никогда не было более или менее важных трудовых смен. Ответственность всегда максимальная. Хотя свой первый рейс в качестве машиниста ему не забыть…
– В 1985 году я управлял тепловозом и вел состав, в котором был паровоз, в депо Могилев. Помню, что в тот день был очень сильный туман, особенно на перегоне до Чаус. Волнения не было, все завершилось хорошо, поезд прибыл точно по графику.
За годы работы случалось всякое. Вспоминает собеседник и такой эпизод:
– Дело было летом. На остановочном пункте Ермоловка пассажиры вышли из вагонов, посадка также закончилась.
А я вдруг замечаю, как по тропинке, которую обступила высокая рожь, бежит-торопится женщина. Понимаю, что пора отправляться, но так захотелось ее подождать! В итоге она оказалась в вагоне. Задержка – порядка 4-5 минут. Однако к концу поездки я снова вошел в график, и все закончилось благополучно. К чему я это говорю? Просто очень важно в жизни поступать по-человечески. Мой принцип: делай людям добро – и оно обязательно вернется сторицей.
Добрым словом вспоминает Александр Васильевич своего наставника, машиниста-инструктора Василия Моргунова, бывшего начальника депо Ивана Козявского и нынешнего – Александра Сивенкова, а также многих других. За годы работы герой публикации также подготовил немало высококлассных специалистов. Эти машинисты сегодня – гордость депо. Каждому из них он не раз повторял: «Чтобы состояться в нашей профессии, нужно, прежде всего, знать устройство и конструкцию локомотива, а для экономии топлива – правила технической эксплуатации, инструкцию по движению поездов и по маневровой работе, правильно управлять тормозами, изучать от «а» до «я» профиль пути, учитывать погодные условия… Все должно работать на единую цель – обеспечение безопасности движения поезда». А еще собеседник говорит, что сам старался экономить дизельное топливо: за 25 лет работы – порядка 200 тонн! Высоких результатов позволял добиваться опыт и внимательное отношение к работе.
Удивительно, но факт: Александр Васильевич, несмотря на привязанность к железной дороге, никогда не мыслил себя без… спорта. Еще одна его страсть – футбол. Был и такой факт в его жизни: поступил в Гомельский техникум железнодорожного транспорта, но так его и не окончил – уехал в Бобруйск выступать за футбольную команду «Сож-Кричев» в чемпионате области. А со временем стало понятно, что можно совмещать две ипостаси – спортивную и железнодорожную. В 2002 году команда «Сож-Кричев» заняла третье место в первенстве Могилевской области по футболу, ее тренером (на добровольных началах) был Александр Бабарикин. Команда предприятия в 2003-м стала чемпионом Могилевского отделения по мини-футболу, неоднократно завоевывала призовые места. Очень любят в депо и волейбол – здесь всегда была сильная команда, бравшая награды на различных турнирах.
– Считаю, что машинистам полезно заниматься спортом. Он вырабатывает выносливость, учит быстро принимать правильные решения за ограниченное время. Это большой плюс, – рассуждает железнодорожник.
Родной Кричев и депо Александр Васильевич ни на что не променяет. Хотя возможность уехать, вспоминает он, когда-то была. В свое время ему пришлось поработать на Северной железной дороге. Там не хватало машинистов, поэтому их приглашали из других регионов тогда еще Советского Союза. Зарплату предложили значительно выше, чем в Беларуси. Но Александр Бабарикин, как только закончилась командировка, вернулся на родину. Говорит, что только здесь он черпает силы для жизни и работы.
А еще здоровья и оптимизма ему прибавляет общение с близкими. Благодарен жене Надежде за поддержку во всех его начинаниях. Вместе с супругой они воспитали сына и дочь. А те подарили дедушке и бабушке трех внуков и столько же внучек – огромное счастье! Александр Васильевич в них души не чает. Не раз брал их с собой в депо.
С переходом на новую должность круг обязанностей у железнодорожника изменился. Вызов локомотивных бригад на работу, их инструктажи, выдача тепловозов под поезда, постоянное взаимодействие с движенцами, корректировки графика движения. Забот по-прежнему хватает.
– Неважно, какая должность. Нужно отдаваться работе, проявлять силу воли, завоевывать авторитет, – уверен Александр Васильевич.
Его собственный авторитет в депо неоспорим. А награды вызывают уважение: в 2006 году Александр Бабарикин получил знак «Выдатнік Беларускай чыгункі», спустя год – «Почетный железнодорожник» (его вручал в местном ДКЖ в то время начальник службы локомотивного хозяйства Владимир Ожигин).
…Завершая беседу, Александр Васильевич произнес: «Да, я счастливый человек. Спасибо железной дороге – она мне дала все!».
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ