Хорошая идея – на вес золота
В настоящее время техническое обслуживание вагонов на Белорусской железной дороге осуществляется на 47 пунктах технического обслуживания, 8 пунктах подготовки вагонов к перевозкам, 4 пунктах опробования тормозов. Для улучшения качества проводимых работ на предприятиях вагонного хозяйства реализуется комплекс мероприятий по повышению уровня их технической оснащенности: механизируются и автоматизируются процессы ремонта и технического обслуживания вагонов, внедряются передовые технологии, современное оборудование и оснастка, тиражируются эффективные рационализаторские предложения, перспективные молодежные инициативы.

Бригадир (освобожденный) текущего отцепочного ремонта ПТО станции Барановичи-Центральные Павел Ключко использует современное гидравлическое оборудование (ровняет крышку люка)
За 6 месяцев 2020 года работниками предприятий вагонного хозяйства подано 48 рационализаторских предложений, экономический эффект от реализации которых составил 174,86 тыс. рублей, предложено к внедрению 31 техническое новшество, для участия в дорожном конкурсе представлены 9 молодежных инициатив.
С экономией времени и трудозатрат
Специалисты ПТО Барановичского вагонного депо поделились опытом применения нового гидравлического оборудования.
– Раньше при техническом обслуживании полувагонов у нас возникали сложности с закрытием крышки люка, если она была деформирована или из-за низких температур на кромке намерзал лед, – рассказывает начальник ПТО станции Барановичи-Центральные Сергей Яцук. – Решить проблему помогло гидравлическое устройство УГЗЛ-2,4-60М, с помощью которого справиться с задачей теперь в состоянии один человек. Кроме того, оно позволяет производить поджатие крышки люка для вставки уравнительных прокладок под замок люка. Важно отметить, что УГЗЛ-2,4-60М подходит для всех типов запорных устройств люков.
Для правки поручней и ступеней грузовых вагонов при проведении их технического обслуживания в ПТО станции Барановичи-Центральные используют клин разжимной КРА 01030. Он позволяет производить выправку поручней непосредственно на вагоне без отцепки его от состава поезда и проведения маневровых работ по подаче-уборке на пути текущего отцепочного ремонта. При этом нет необходимости демонтировать их и задействовать стационарный пресс. Время выполнения технологических операций по выправке поручней и ступеней на одном вагоне не превышает 5 минут, причем с этой работой легко справляется один человек.
Весьма полезным в работе специалистов ПТО оказался и набор гидравлический RockForce RF-0220. Он применяется для правки деформации бортов платформы, а также торцевых стоек вагонов, облегчает работу по замене центрирующих балочек автосцепного устройства. Набор состоит из гидронасоса, цилиндров, гидроцилиндра обратного действия, удлинителей, фигурных и стяжных насадок.
– Как показала практика, использование нового гидравлического оборудования существенно экономит время и минимизирует трудозатраты персонала, сокращает расходы на техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов, а также улучшает условия работы осмотрщиков-ремонтников вагонов и слесарей по ремонту подвижного состава, – подытожил Сергей Васильевич.
На перспективу
С тех пор как на Белорусской железной дороге начато проведение конкурса молодежных инициатив, работники Могилевского вагонного депо регулярно принимают в нем участие. И достигают хороших результатов: например, в 2019-м работа «Единый автоматизированный комплекс по ремонту колесных пар грузовых вагонов» бригадира участка по ремонту и изготовлению деталей Вячеслава Кравченко заняла второе место. В 2020 году на рассмотрение экспертов выдвинута инициатива бригадира энергосилового участка Евгения Цурко.
– Это весьма перспективный проект, который предусматривает использование накопителей электрической энергии на базе литий-ионных аккумуляторных батарей в системе энергоснабжения предприятий железнодорожного транспорта, что позволит снизить затраты на электроэнергию, улучшить параметры электросети и тем самым продлить срок службы электрооборудования. Кроме того, внедрение проекта позволит подготовить основу для организации использования вторичных источников энергии, – пояснил главный инженер депо Владимир Степаненко.
В Могилевском вагонном депо много талантливых, технически грамотных специа-
листов, чей пытливый ум и активная жизненная позиция помогают предприятию находить новые решения, внедрять прогрессивные технологии, направленные на повышение производительности труда, обеспечение его безопасности, улучшение качества ремонта вагонов, модернизацию производства, снижение трудоемкости технологических операций и затрат по основным видам деятельности.
По словам Владимира Леонидовича, одним из перспективных рационализаторских предложений, уже реализованных на базе депо, является приспособление для замены рессорного комплекта в порожних грузовых вагонах. Оно позволяет производить замену рессорного комплекта на путях приемоотправочного или сортировочного парков, а также снизить расходы на техническое обслуживание и содержание грузовых вагонов за счет сокращения работы маневрового локомотива и отказа от использования домкратных установок. Новинка успешно применяется на участке текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов на станции Могилев-2. Экономическая эффективность от ее внедрения составила 3270 рублей.
Предложение могилевчан рекомендовано к применению на всех предприятиях вагонного хозяйства.
Инга МИНДАЛЁВА