Октябрь
Чт
22
2020

Память бережно храня

Кондукторы, поездные вагонные мастера, стрелочники, путевые обходчики, кочегары, машинисты паровоза, вызывающие локомотивных бригад. Таких профессий сегодня не существует, но они стали важной частью истории и оставили в летописи стальной магистрали немало ярких страниц. В преддверии Дня железнодорожника вспомним некоторые из них.

Железнодорожные и поездные фонари

Почетный железнодорожник Евгений Твердовский в нынешнем году отпраздновал 85-летие. Почти половину жизни он трудился в Жлобинском вагонном депо.
– В 1957 году после окончания гомельского отраслевого училища и службы в армии работал поездным вагонным мастером, – вспоминает собеседник. – Я обеспечивал исправность подвижного состава в пути его следования: своевременно смазывал буксы и, если требовалось, проводил мелкий ремонт. Возил с собой мазь-«антиаварийку» на случай выплавления подшипника, крючок, запасную подбивку для букс, инструмент…
В то время, как объясняет собеседник, каждый грузовой поезд помимо локомотивной сопровождала кондукторская бригада, состоявшая из главного и хвостового кондукторов, поездного мастера.
Слово «кондуктор» пошло от латинского «сопровождающий, проводник». У них существовала своя служба – кондукторский резерв.
– Главный (в царское время «обер») кондуктор был настоящим хозяином поезда и считался на транспорте заметной фигурой – наравне с машинистом паровоза, – рассказывает Евгений Иванович. – Вел маршрут поездки, приносил от дежурного по станции предупреждения о скорости и сигнальный жезл, следил за расписанием, сообщал о наличии свободных мест. Но самое главное – подавал свистком сигнал к отправлению поезда, без которого машинист не имел права тронуться с места. И если тот, вернувшись из поездки, говорил: «Я приехал», то кондуктор – «Я привел», как будто это он вел поезд…
До начала XX века к паровозному свистку была привязана сигнальная веревка, которая тянулась вдоль всех вагонов. За нее тянули, чтобы подать машинисту сигнал об опасности или срочной остановке. До 1880-х за своевременную остановку поезда отвечали тормозные кондукторы. В то время в поездах не было воздушных тормозов. И, услышав звуковой сигнал паровоза, тормозильщики, площадки которых были через несколько вагонов, вручную прижимали к бандажам колес тормозные колодки с помощью рычага, а затем и винта. Поэтому слова из известной песни «Кондуктор, нажми на тормоза!» с железнодорожной точки зрения безупречны. Работа была очень тяжелой, требовала физической силы, выносливости, внимательности.
Если поезд в пути следования совершал маневры на станциях, то младший и старший кондукторы занимались сцепкой и расцепкой вагонов, носили тяжелые фонари и нередко даже выгружали грузы.
Хвостовых кондукторов в народе называли «собачниками». Из-за большого количества вещей, которые они брали с собой (инструменты, фонари, личные вещи). тормозной башмак («бобик») им приходилось привязывать веревкой и тащить за собой, как собаку на поводке. Башмак клали под колеса хвостового вагона в случае разрыва поезда. Еще одно шутливое прозвище хвостового кондуктора – «железнодорожная елочка». При нем всегда были четыре фонаря: три красных размещались на хвостовом вагоне, четвертый – для освещения и подачи сигналов.
В середине 1960-х усовершенствовались сигналы, вагоны начали оборудовать буксами с роликовыми подшипниками, и легендарная кондукторская служба была расформирована.
Еще одна почетная профессия – машинист паровоза. Почтительное обращение «господин механик» в царские времена было совершенно справедливо и указывало на наличие технического образования. При несовершенстве пути и подвижного состава в те времена от профессионализма машиниста во многом зависела безопасность движения.
Вместе с машинистом в бригаду входили помощник машиниста и кочегар. Уголь в топку бросал помощник – как более опытный. Его задачей было держать пар с должным давлением. Это настоящее искусство, особенно при отоплении плохим углем. А на кочегара возлагались вспомогательные обязанности: он смазывал буксы, набирал масло и воду, подгребал уголь из тендера в лоток.

Старший кондуктор
в парадной форме 1934 года

– За одну поездку перекидывали 15 – 17 тонн угля, – вспоминает председатель совета ветеранов локомотивного депо Жлобин Сергей Сухоцкий. – Многие не выдерживали и увольнялись.
Первая поездка на паровозе во время производственной практики в качестве кочегара стала испытанием на профпригодность и для моего собеседника. Вместо хорошего топлива в тендер загрузили шихту, которая не столько горит, сколько плавится, забивая колосниковую решетку.
По этой причине четыре раза останавливались в пути, чтобы почистить топку.
Заметный след оставили и другие ушедшие в историю профессии. Например, вызывающие локомотивных бригад за сезон снашивали несколько пар обуви. Телефоны в квартирах в середине ХХ века мало у кого имелись.
А дежурных машин в депо не было. За локомотивными бригадами приходилось бегать к ним домой. Хорошее знание города приветствовалось.
Три десятилетия старшим стрелочником на станции Барановичи-Центральные работал ветеран дороги Александр Сурма. Сюда он устроился в августе 1944-го. Вспоминает, что в его подчинении были еще три младших стрелочника.
Одной из первых на железной дороге появилась и должность путевого обходчика. Поначалу их называли путевыми стражами. Они следили за состоянием железнодорожного полотна (рельсами, шпалами, насыпью).
– Протяженность моего участка составляла 9 км – и это только в одну сторону. Обходил я его пешком. С собой всегда была пара флажков или фонарей (красный и белый), инструмент и сигнальные петарды, которые клал на рельсы перед приближающимся поездом при обнаружении неисправности, – вспоминал ветеран Волковысской дистанции пути Владимир Яковчик, трудившийся обходчиком в 1950-е годы.
В 1960 – 1970-е на железной дороге активно внедрялась новая техника, современный подвижной состав, поэтому многие железнодорожные профессии были упразднены или переформированы в другие. А память о них, стоявших у истоков железной дороги, сегодня бережно хранится в фондах музеев, комнат боевой и трудовой славы предприятий и отделений в виде экспонатов и документов.

Подготовила
Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика