Путь преодолений и побед
Витебчанин Александр Цалко проработал на железной дороге более 40 лет. Большую часть посвятил Витебской дистанции пути, труженики которой до сих пор вспоминают его с уважением и благодарностью.
Уроженец Житомирской области, Александр после школы окончил горнопромышленное училище и даже успел поработать на шахте в Луганской области. Но по совету отца-железнодорожника после армии отправился в Оршу, где работала выездная приемная комиссия Брестского техникума железнодорожного транспорта, и поступил на заочное отделение.
Отец Александра Цалко полвека трудился на Белорусской, долгие годы – в Путевой машинной станции № 115. Дед Адам Викентьевич также связал жизнь с магистралью, участвовал в строительстве железнодорожной ветви Калинковичи – Овруч. Поэтому и у внука выбор был предопределен.
В 1967 году Александр Цалко устроился в ПМС-115 помощником машиниста моторной платформы. Параллельно обучался на курсах машинистов кранов в Москве, приобретал опыт в украинском Коростене как крановщик, выполнял средний ремонт. После вернулся в Барановичи на ту же должность. Спустя два года, окончив отраслевой техникум, стал мастером механического цеха. А в 1971-м его назначили главным механиком машины ВПО-3000. Кстати, на сборку этой техники он ездил в Тулу. Прошло еще три года, и Александра Александровича перевели на должность главного механика Оршанской дистанции пути. Когда в 1980 году Министерство путей сообщения СССР выделило на предприятие вторую в республике модернизированную машину для смены стрелочных переводов без демонтажа контактного провода, Александр Цалко осваивал и ее применение. За внедрение был награжден Почетной грамотой МПС.
А в 1981-м после получения диплома БИИЖТа (нынешнего БелГУТа) героя публикации вновь ждало повышение: он стал главным инженером предприятия. В 40-летнем возрасте Александр Александрович уже возглавил Витебскую дистанцию пути, коллективом которой руководил 12 лет. За этот период на предприятии произошли большие перемены: построили новое административное здание дистанции, параллельно возводили жилье для работников.
– В те годы некоторые железнодорожники стояли в очереди 25 лет, жили в общежитии. И мы смогли решить эту проблему, – говорит собеседник.
За время его руководства предприятием было построено пять домов по улице Карла Маркса.
Второй проблемой для молодого начальника оказалась нехватка кадров: мастеров, начальников участка, монтеров. Но Александр Александрович привык не унывать, и как бы тяжело ни было, искал выход из любой трудной ситуации. Нашел его и в этот раз.
– Я предложил необычное по тому времени решение: снять с переездов охрану, – вспоминает ветеран. – Согласовал его с ГАИ, руководство отделения меня поддержало. В итоге высвободилось сразу 100 человек, которые и заполнили вакансии.
Коллектив преуспел и в производственной сфере. Заслуги Александра Цалко были отмечены руководством. Он был награжден именными часами от министра путей сообщения. А также поощрен знаком «Почетному железнодорожнику».
В подчинении Александра Александровича было около 600 человек – в основном монтеры пути. Они обслуживали четыре направления – на Езерище, Заольшу, Оршу, Шумилино. Протяженность участков дистанции большая, объем работы – очень серьезный. Главную надежду требовательный и справедливый руководитель всегда возлагал на профессионализм. Ратовал за порядок и дисциплину, безупречное соблюдение правил охраны труда.
После ухода на заслуженный отдых Александр Цалко фактически остался в коллективе: занялся общественной деятельностью, став заместителем председателя ветеранской организации дистанции. Вместе с другими посещает бывших коллег, поздравляет с памятными датами, содействует в оказании посильной помощи.
Если говорить о семье, то она всегда была опорой. Будущие супруги встретились, когда Александр учился в железнодорожном техникуме. Жена Мария Семеновна по профессии – медик, 34 года проработала в Дорожной организации Красного Креста. Когда жили в Барановичах, она была заведующей детским садом, который, к слову, размещался в вагоне поезда. В этот же садик ходили и двое их детей. Поскольку у мужа график был очень напряженным, заботы о семье и доме взяла на себя жена.
Сейчас у четы Цалко частный дом в областном центре, куда любят приезжать их дети и пятеро внуков. Сын Сергей – эксперт-менеджер, дочь Светлана Козлова работает товарным кассиром на станции Витебск. И все родные, безусловно, гордятся своим мужем, отцом и дедом.
Татьяна
ВЕРАСНЕВА