Апрель
Вт
16
2024

Энергия мысли

К разработке информационно-диагностической системы хозяйства электрификации и электроснабжения приступили в Дорожной электротехнической лаборатории Конструкторско-технического центра Белорусской магистрали. Самую активную роль в этом играет ведущий инженер отдела релейной защиты и автоматизации Семен Фельдман, отмеченный в нынешнем году знаком «Почетный железнодорожник».

– Я разрабатываю теорию и алгоритмы программ, написанием которых займутся программисты, – рассказывает Семен Ошерович. – Внедрение такой системы позволит значительно сократить объем планово-предупредительного ремонта оборудования трансформаторных и тяговых подстанций дороги, постепенно переходить к обслуживанию «по состоянию», решать ряд других важных задач.
Семен Фельдман пришел на магистраль в 1978 году после окончания Рижского политехнического института, начинал электромехаником в Минской дистанции электроснабжения, постепенно ему доверяли все более ответственную работу. Некоторое время он возглавлял коллектив Дорожной электротехнической лаборатории, был заместителем начальника Конструкторско-технического центра. Переехал в Россию, а затем решил вернуться на Белорусскую железную дорогу и сконцентрироваться на разработке и внедрении новых идей.
– Многие мои одноклассники хотели стать летчиками и моряками. А я увлекался физикой, на школьных олимпиадах входил в двадцатку лучших в Советском Союзе и мечтал стать нобелевским лауреатом, – вспоминает собеседник о своем юношеском максимализме.
Физикой Семен Ошерович увлекся по примеру своего отца, окончившего Киевский политехнический институт. Особенно парня привлекала электротехника. И в данной сфере он добился больших успехов. В копилке – множество наград, в том числе железнодорожных. Опытного специалиста не раз признавали лучшим рационализатором Минского отделения и Белорусской железной дороги.
– В конце 1970-х, когда я участвовал во внедрении электронных устройств защиты автоматики на тяговых подстанциях, был уверен, что ничего совершеннее, чем релейная защита, и придумать невозможно, – говорит Семен Ошерович. – Но затем я понял, что глубоко ошибался. Ведь в 1990-е годы появились микропроцессорные устройства, которые позволили реализовывать технические идеи на совершенно новом уровне, расширять автоматизацию диагностики оборудования.
В наше время, например, в рамках внедрения информационно-диагностической системы хозяйства электроснабжения Белорусской железной дороги планируется повысить эффективность обработки получаемых данных. По словам Семена Фельдмана, сейчас на тяговых и трансформаторных подстанциях размещены микропроцессорные терминалы защиты. Они в автоматическом режиме контролируют оборудование, при необходимости отключают линию. Отправляется информация о силе тока, напряжении, включении или остановке устройств и прочих характеристиках.
С каждого терминала собираются данные примерно по 200 параметрам. Но значительная часть информации пока не анализируется.
Благодаря внедрению новой системы планируется обрабатывать данные и за счет повышения эффективности диагностики существенно уменьшить объем выполнения планово-предупредительных работ. Кроме того, можно будет быстрее и точнее определять место повреждения оборудования, а также более гибко, в автоматическом режиме регулировать напряжение в зависимости от нагрузки. Ведь, например, в самом начале движения электровоз потребляет очень много энергии, а при торможении – наоборот, отдает в контактную сеть. Такая комплексная автоматизация поможет работе энергодиспетчеров, разместившихся в новом здании ЦУПа Белорусской магистрали.
В дальнейшем на объектах хозяйства электрификации и электроснабжения планируется установить больше датчиков и повысить степень автоматизации диагностики подстанций и управления ими, а в перспективе – полностью отказаться от планово-предупредительных работ.
Перед коллективом Дорожной электротехнической лаборатории поставлен и ряд других задач. В частности, специалисты изучают новые устройства, предназначенные для внедрения на Белорусской (тяговые подстанции, устройства защиты и автоматики, контактную сеть). Они тестируют, «обкатывают» и помогают дистанциям электроснабжения в изучении новинок. Кроме того, проводят техническое обслуживание и ремонт некоторого электрооборудования.
– Когда я пришел на Белорусскую железную дорогу, первые шаги в профессии мне помогли сделать более опытные коллеги. Особенно я благодарен Виктору Кузнецову – главному инженеру Минской дистанции электроснабжения, ставшему в дальнейшем главным инженером профильной службы. Поэтому я и сам стараюсь поддерживать молодежь, – признается Семен Фельдман.
Он отмечает, что за прошедшие годы научился распознавать людей, выделять тех, у кого по-настоящему есть призвание к электротехнике. Конечно же, многое зависит от трудолюбия и настойчивости. Но для того, чтобы добиться успеха, необходимо иметь особый склад ума и уметь мысленно представлять, какие процессы протекают в устройствах электротехники.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика