Когда оживает сказка

Интересные изделия создает специалист Витебской дистанции электроснабжения Светлана Демченко из полимерной и… бумажной глины. Хобби, которое будет радовать, железнодорожница искала долго – пробовала вязать, шить, вышивать, но именно создание папье-маше пришлось по душе. Вскоре она освоила еще один вид рукоделия – лепку кукол из пластичного материала.

Техника папье-маше имеет многовековую историю. Она появилась еще в Древнем Китае примерно в III веке до нашей эры. Доспехи и шлемы стали первыми предметами, которые обнаружили при раскопках. Такая бумажная броня, укрепленная множеством слоев специальных лакированных составов, была легкой, позволяла двигаться в бою, при этом выдерживала скользящий удар меча или попадание стрелы. Позже изделия из папье-маше вместе с секретом их производства стали известны в Японии и Персии, где из бумажной массы изготавливали ритуальные маски. В Европе о такой технологии узнали только в XVI веке. Причем первыми производство кукол из папье-маше наладили французские мастера, оттуда и пошло название: в переводе с французского «папье-маше» – «жеваная бумага». В те времена было популярно изготовление маскарадных масок, театральной атрибутики, игрушек и даже шкатулок. На Руси об этом европейском новшестве узнали благодаря стараниям Петра I.
В наше время знакомство с папье-маше происходит зачастую в детском саду: малыши мастерят поделки из бумаги и клея. Существует несколько способов данной техники. Кроме самого простого (его еще называют маширование, когда на жесткий каркас наносят слой за слоем бумагу вместе с клеящим составом), есть и более трудоемкий – поделка формируется непосредственно из специально подготовленной жидкой бумажно-клеевой массы.
Светлана Васильевна признается, что когда начала заниматься творчеством, подробно изучила всю информацию. Постепенно наловчилась и теперь сама готовит основу для будущей работы – бумажную глину.
– В клей ПВА небольшими кусочками рву тонкую бумагу, которая размягчается, добавляю в эту смесь крахмал, муку и… жидкость для мытья посуды. Массу нужно тщательно вымешать – получается что-то вроде эластичной и мягкой глины. Кто-то предпочитает заливать ее в форму, я же люблю лепить поделки своими руками. Для некоторых изделий, в том числе копилок-овечек, готовую смесь наносила на воздушный шарик – такая основа помогает обеспечить правильные контуры. Каждый слой должен хорошо просохнуть, только после этого изделие можно декорировать и лакировать, – рассказывает железнодорожница. – Мне больше всего нравится делать статуэтки, но в папье-маше оригинально выглядят и украшения, и вазы, и шкатулки, и посуда, и театральные маски, и многое другое. Иногда я повторяю в данной технике вещь, которую встретила в керамическом исполнении. Помню, когда впервые увидела, какую красоту создают мастера своими руками, задалась вопросом: «А я смогу?».
И получилось на «ура»: вскоре эксклюзивные вещицы украсили интерьер не только самой рукодельницы, но ее родных и коллег. Светлана Демченко признается, что высокая оценка ее работ вдохновляет и дает силы экспериментировать дальше. Также отмечает, что в творческом процессе, помимо увлеченности, важны старательность, терпение, а также огромное желание достичь результата, которое не исчезнет на полпути к цели. Просто загореться идеей недостаточно, нужно приложить немало усилий. В каждой технике есть свои секреты и нюансы, они постигаются с опытом, зачастую приходится учиться на собственных ошибках. Главное – не опускать руки и стремиться к совершенству.
Около года назад Светлана Демченко открыла для себя еще один вид творчества, требующий кропотливости и усидчивости, – лепку кукол из полимерной глины. Это довольно новый вид рукодельной техники, да и сам материал был изобретен сравнительно недавно.
В первом десятилетии XX века бельгийский химик запатентовал бакелит – недорогую и негорючую пластмассу универсального применения, ставшую своего рода прародителем полимерной глины. В 1939 году известная немецкая кукольница Кете Крузе в результате экспериментов создала материал для изготовления кукольных голов, но для серийного производства он не годился. И только ее дочери, которая впоследствии стала автором известного бренда, в 1950-х удалось добиться нужной консистенции и создать полимерную глину, которую мы знаем сейчас.
Творить из этого материала – довольно длительный процесс. На создание образа может уйти несколько месяцев. Мастерица подчеркивает, что следует тщательно, до мельчайших деталей его продумать. Туловище будущей куклы Светлана Васильевна валяет из синтепона, а голову, руки и ноги лепит из полимерной глины. Роль «скелета» выполняет каркас из проволоки, уплотненный фольгой, – он помогает придать изделию большую прочность. Все глиняные элементы до сборки необходимо запечь в духовке или аэрогриле. И на этом этапе есть свои секреты. К примеру, температурный режим: если хотите после запекания выполнить с материалом еще какие-то манипуляции, в частности, оформление частей лица куклы, лучше выбрать нагрев в 90оС, тогда полимерная глина останется пластичной. Полностью она твердеет при 130оС. Собеседница с улыбкой рассказывает, что раньше об этом не знала, все постигала методом проб и ошибок. Мастерство совершенствовалось с каждой новой работой. Если поначалу получались абсолютно статичные куклы, то теперь отдает предпочтение моделям, у которых, к примеру, свободно вращается голова.
Аккуратно прорисовать глаза, брови, губы – еще один важный и трудоемкий процесс, благодаря которому образ приобретает реалистичность. С этой задачей Светлана Васильевна справляется легко.
– На вступительных экзаменах в витебский технологический техникум, где позже освоила специальность модельера-конструктора, я сдала рисунок на пятерку. Навыки рисования оттачивала и во время учебы. Помню, по шесть часов тратили на этот предмет, и был он одним из любимых, – рассказывает собеседница.
Трудовая деятельность Светланы Демченко с творчеством не связана: она – контролер участка учета и реализации электроэнергии в Витебской дистанции электроснабжения. Пришла сюда в 2014 году. Ранее немало времени посвятила еще одному крупному предприятию – РУП «Витебскэнерго».
– Я – счастливый человек: есть надежная, стабильная работа, а также хобби, которое вдохновляет, помогает отдохнуть, отвлечься, собраться с мыслями. Особенно радует, когда получается осуществить задуманное, и результат нравится не только мне, но и окружающим, – признается мастерица.
Летом и в начале осени у железнодорожницы времени на увлечение остается немного: достаточно хлопот на дачном участке, но любую свободную минуту она тратит с пользой, к примеру, продумывает следующий образ. Обычно готовые поделки первой оценивает невестка, с которой сложились теплые, доверительные отношения.
Дарит свои творения рукодельница родным и знакомым. А в марте нынешнего года ее работы увидела и широкая аудитория: Светлана Демченко стала одной из участниц выставки декоративно-прикладного творчества, организованной КСЦ Витебского отделения среди местных железнодорожников. Сказочные персонажи из полимерной глины и папье-маше вызвали неподдельный интерес и восторг у посетителей мероприятия. Несмотря на то, что большинство мастеров авторской куклы творческими секретами делиться не любят, Светлана Васильевна раскрывает некоторые из них. «Я еще только в начале пути, многому нужно научиться, – подытоживает она. – Просто хочу, чтобы увлеченных людей было больше».

Екатерина ОСОВСКАЯ

Яндекс.Метрика