Приглашение в… историю

Новые экспонаты пополнили коллекцию Музея железной дороги в Барановичах. И это далеко не все изменения, которые произошли здесь в нынешнем году.

…У входа в музей нас встречает его талисман и любимец посетителей – паровоз серии В, а точнее, уменьшенный макет легендарного локомотива. Это он вел 28 ноября 1871 года первый товарно-пассажирский поезд из Минска в Брест через Барановичи. С этого дня, собственно, и началась история города как одного из крупнейших узлов Белорусской железной дороги.
О каждом этапе становления и развития Барановичского отделения и стальной магистрали в целом можно узнать из исторических экспозиций. Быстрее сориентироваться в музее поможет схема, установленная возле макета паровоза, который также указывает на расположение второй части экспозиции – выставку железнодорожной техники под открытым небом. Она – первая из подобных в Беларуси (открыта 30 июля 1999-го), и особая гордость музея. На территории в 2,3 гектара расположено почти 50 единиц подвижного состава. Причем многие экспонаты можно потрогать руками и даже прокатиться. Над каждым раритетом «шефствует» определенное предприятие отделения, технику поддерживают в надлежащем виде.
В преддверии профессионального праздника в полку «тяжеловесов» прибыло – появились два новых уникальных экспоната, которые сразу привлекли внимание гостей музея. Это дизель-электрический трактор тягового класса 250 кН (ДЭТ-250М) и железнодорожно-строительная машина МРТ-2 фирмы Geismar (Франция). Техника в исправном состоянии, долгое время эксплуатировалась на предприятиях отделения. Так, дизель-электрический трактор, изготовленный на челябинском заводе имени В. И. Ленина в 1982-м, был одним из главных помощников коллективов восстановительных поездов Барановичи и Волковыск при ликвидации сходов с рельсов и крушений подвижного состава, последствий стихийных бедствий. Как отмечает младший научный сотрудник музея Сергей Шаблов, по всему миру сохранилось очень мало тракторов такого класса. Что касается машины МРТ-2, то она два десятилетия использовалась работниками Волковысской дистанции пути для замены шпал. Стоит отметить, что в 1999-м парк техники Белорусской железной дороги пополнило всего несколько единиц фирмы Geismar. Музей в Барановичах – один из немногих, имеющих такую редкость.
Всего здесь представлено более 8 тыс. экспонатов. При этом 44 предмета имеют номера государственного каталога музейного фонда Республики Беларусь. Уникальные коллекции собирали по крупицам. Среди эксклюзивов, к примеру, медаль «В память сооружения Полесских железных дорог с 1883-го по 1887 гг.», удостоверения личности работников Полесских железных дорог и Александровской магистрали конца XIX – начала XX вв., необычная коллекция железнодорожных фонарей и полиграфической техники – печатные машинки 1930 – 1940 годов: Olimpia, Continetal, Stoewer record.
В музее также широко представлены паровозы, тепловозы, пассажирские и грузовые вагоны разных лет, ремонтная и военная техника, зенитная пулеметная установка. Из паровозов посетителей особо привлекают трофейный локомотив серии ТЭ, который Белорусская железная дорога получила по репарационному акту, маневровый тепловоз ЧМЭ, выпущенный в Праге в 1974-м, – он более сорока лет отработал на магистрали. Есть и паровоз серии Л, или «лебедянка». Интересно заглянуть и в пассажирские вагоны (старейший из них датируется 1928 годом), выполняющие роль экспозиционных залов. Там находятся инструмент, приборы и механизмы, которыми в прошлом пользовались железнодорожники. В одном из вагонов также установлен макет Барановичского железнодорожного узла в действии.
– Особый интерес представляет здание музея, которое имеет статус историко-культурной ценности Республики Беларусь начала ХХ века, – отмечает младший научный сотрудник Сергей Шаблов. – Изначально здесь были комнаты отдыха паровозных бригад и железнодорожная поликлиника. Музей открыли позже, в декабре 1984-го. В прошлом году работники Строительно-монтажного поезда № 760 заменили на здании кровлю, а внутри – потолок, оштукатурили и покрасили стены. На очереди – обновление экспозиционных залов. Знаковым 2020-й стал и еще по одной причине: мы – вторые в дорожном конкурсе на лучший музей по итогам работы за 2019-й. Сделано было немало, в том числе – организация тематических выставок и экскурсий.

В преддверии 9 Мая и к 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков для жителей и гостей города подготовили выездную выставку «Белорусские железнодорожники в Великой Отечественной войне», которая расположилась в фойе зала ожидания на втором этаже вокзала станции Барановичи-Полесские.

Также совместно с сотрудниками транспортной милиции проводятся тематические профилактические экскурсии для школьников, чтобы еще раз напомнить о правилах поведения на объектах железнодорожного транспорта (музей расположен вблизи станции Барановичи-Полесские).
В должности младшего научного сотрудника Сергей Александрович четыре года. До этого был ревизором по контролю расходов в аппарате Барановичского отделения. Шутит, что сменить сферу деятельности решил, как и советуют, через пять лет – именно столько времени на тот момент и прошло. В Музее железной дороги житель Барановичей бывал частенько по работе, а когда там появилась вакансия, решил попробовать себя в новом деле. В коллективе, где всего шесть человек, освоился быстро, внес существенный вклад в обновление стендов, формирование фондохранилища и сбор уникальных экспонатов. К слову, Сергей Александрович передал в музей личные вещи своего прадеда – путевого обходчика станции Барановичи-Полесские Петра Сакуна: военный и профсоюзный билеты, страховое свидетельство, квитанцию 1950-х годов на подписку газеты «Гудок» и расчетную книжку, выданную в 1944-м. Помимо обновления экспозиции мой собеседник занимается информационным наполнением группы музея в популярной социальной сети «ВКонтакте». К сведению, на сайте Культурно-спортивного центра Барановичского отделения, в структуру которого входит учреждение, можно осуществить виртуальный 3D-тур по экспозиции железнодорожной техники.
– Идти в ногу со временем важно, поскольку это помогает привлекать в музей зарубежных гостей, – отмечает Сергей Шаблов. – Нам часто пишут иностранцы, интересуются режимом работы, как добраться и так далее. Здесь побывали туристы из более чем 30 стран: России, Украины, Польши, Прибалтики, Канады, Венесуэлы, Бразилии, Австралии, Аргентины, США и других. Музей не зря называют визитной карточкой города. Он привлекает своей интерактивностью: мало где экспонаты разрешено трогать руками. Взрослым и детям очень нравится, например, наша ручная дрезина, на которой можно прокатиться по территории музея. У нас частые гости – школьники, работники предприятий отделения, ветераны, пассажиры с железнодорожного вокзала. Более 10 тыс. человек приняли за 2019-й, и свыше 1,6 тыс. – за август нынешнего года. О положительных впечатлениях от увиденного красноречиво говорят отзывы, которые гости оставляют в книге посетителей.
Интерес к музею возрастает не только у обычных посетителей. Его экспозиции не раз становились съемочной площадкой для различных телевизионных проектов, например, цикла передач «Обратный отсчет». А в прошлом году барановичский музей встретил «Пламя мира» II Европейских игр, что еще раз свидетельствует о его значимости в жизни города.

Анастасия МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика