Октябрь
Чт
29
2020

Душа народа – в песне

В народной песне, как ни в одном другом жанре национального фольклора, нашли отражение свободолюбивый характер белорусов, их трудолюбие, гостеприимство, доброта и открытость. «Песня передает мысли, чувства и желания народа», – так писал в своих трудах Геннадий Цитович – один из выдающихся деятелей белорусской культуры ХХ столетия. Народный артист БССР и СССР, фольклорист, дирижер и композитор, лауреат Государственной премии БССР, он внес огромный вклад в развитие и популяризацию отечественного музыкального искусства. Недавно исполнилось 110 лет со дня рождения Геннадия Ивановича Цитовича.

Интерес к народной песне у него проявился в детстве. Семья проживала в местечке Новый Погост Виленской губернии, ныне Миорский район Витебской области. Отец Иван Фадеевич был по образованию философом и филологом, затем стал священником. В их доме часто звучали песни. И первую из них будущий композитор записал, услышав от бабушки.
В 1925 году родители привезли сына в Вильнюс, где его приняли в Православную духовную семинарию. Там он обучался игре на разных инструментах, пению и дирижированию церковным хором. Однажды сельский паренек, прохаживаясь по улице, услышал из приоткрытого окна монастыря знакомую народную песню, но ее звучание было другим, особенно красивым. Тихонько пробравшись в зал, юноша, затаив дыхание, слушал пение… Так и познакомился с хором, которым руководил регент Пречистенского кафедрального собора Григорий Ширма – собиратель белорусских народных песен, будущий организатор и руководитель Государственной академической хоровой капеллы, народный артист БССР и СССР. С той поры и на всю жизнь у этих талантливых людей сложились хорошие профессиональные и дружеские отношения. Геннадий Цитович считал Григория Романовича своим учителем.
Чтобы ближе познакомиться с фольклором, Геннадий Цитович ездил по деревням Западной Беларуси, слушал и записывал песни в исполнении местных жителей. Учеба в Виленском университете на природоведческо-математическом факультете не вызвала особого интереса, и студент решил изучать этнографию. После, в 1939 году, окончил и консерваторию по классу теории музыки. Его преподавателем был профессор Тадеуш Шелиговский.
После воссоединения Западной Беларуси с БССР Геннадий Цитович приехал в Барановичи, где работал старшим редактором музыкальных передач областного радио. Одна из командировок привела его в глубинку – деревню Большое Подлесье Ляховичского района. С удивлением и интересом слушал фольклорист, как пели местные жители. И так вдохновился, что прикипел душой к этой деревне, начал репетиции с самодеятельными артистами. В итоге образовался Подлесский хор. В 1940 году коллектив участвовал в Первой декаде белорусского искусства в Москве. В 1945-м хору выпала честь снова выступить в столице СССР. «Чудесную лирическую «Рэчаньку» я записал в 1936 году в деревне Полонка Свислочского района Гродненской области, а вскоре почти схожий с ней вариант – в деревне Малая Наревка (ныне территория Польши)», – рассказывал Геннадий Иванович. В сентябре 1945-го Подлесский народный хор показал «Рэчаньку» в обработке Г. И. Цитовича на Всесоюзном смотре хоровой художественной самодеятельности в Москве. Композиция немало повлияла на то, что хор занял первое место.
Последующие тридцать лет для Геннадия Цитовича были самыми плодо-творными. Он издал первые сборники записанных произведений: «Белорусские народные песни для двух голосов», «Песні шчасця». А по поручению правительства республики в 1952 году создал на базе Подлесского хора Государственный народный хор БССР, в состав которого вошли хоровая, танцевальная и оркестровая группы. В исполнении коллектива получили широкую известность народные песни «Ды ў зялёнай дуброве», юмористическая «Хацела маці мяне замуж даці», календарно-обрядовые «Жавароначкі, прыляціце» и «Ой, рана на Iвана» (обработана Г. И. Цитовичем для созданного в хоре квартета «Купалінка»). В репертуар вошли и песни советских композиторов, белорусские танцы «Лявоніха», «Крыжачок», вокально-хореографические постановки «Вечарынка ў калгасе», «Як той Зосі давялося».
Надежными помощниками в становлении хора были главный хормейстер Анатолий Бальцевич, заслуженные деятели искусств Константин Поплавский (руководитель оркестровой группы) и Петр Акулёнок (главный балетмейстер).
В 1955-м Государственный народный хор участвовал во Второй декаде белорусского искусства в Москве. А через два года на VI Всемирном фестивале демократической молодежи в столице СССР женская группа хора завоевала золотую медаль. Аналогичной награды был удостоен и вокальный квартет «Купалінка» на IX Международном фестивале в Болгарии в 1968 году.
С концертами коллектив побывал во многих городах и селах Союза. Гастрольные поездки по России, Казахстану и республикам Средней Азии совершались по железной дороге. Геннадий Цитович, директор хора Степан Никончук (до этого руководитель Дома культуры Молодечненского железнодорожного узла) и артисты, по сути, жили в вагонах по полтора-два месяца.
Об огромной популярности хора свидетельствовали рецензии в прессе. Вот что писала газета «Правда Востока» в апреле 1964 года о выступлении в столице Узбекистана на первом фестивале «Ташкентская весна»: «В репертуаре хора есть песни, получившие в его интерпретации самую широкую популярность в народе. Это, прежде всего, «Песня о Немане» Н. Соколовского, «Радость» А. Туренкова… Красочно поставлен белорусский народный танец «Лявоніха». В нем движения основаны на подлинных народных традициях с применением сложных трюков характерного танца. Белорусский народный хор впервые гостит в Узбекистане. И хотя знакомство с ним насчитывает несколько дней, он полюбился нашим зрителям».
С неизменным успехом проходили гастроли за рубежом. Во Франции побывали танцевальная группа хора и солисты Государственного театра оперы и балета БССР. Выступления артистов, их талант и эмоциональность проникли в души и сердца французов. Был такой эпизод. В концертном зале небольшого города перед выходом на сцену к Геннадию Цитовичу подошел работник зала и недружелюбным тоном что-то сказал. После концерта, когда закрылся занавес, тот же рабочий вновь подошел к Цитовичу и, растроганный выступлением белорусских артистов, стал его искренне благодарить.
За долгие годы под руководством Геннадия Ивановича в коллективе творчески выросли многие исполнители. Важнейшим делом его жизни стало и создание «Антологии белорусской народной песни», первое издание которой вышло в 1968 году.
Достойным учеником и талантливым продолжателем дела Геннадия Цитовича стал Михаил Дриневский. В 1975 году он стал художественным руководителем и главным дирижером хора. В 1983-м
за заслуги в развитии искусства хору присвоено почетное звание академического, в 1987-м – имя Г. И. Цитовича, а в 2002 году – статус национального.
Несомненно, творческий коллектив оказал огромное влияние на развитие музыкальной культуры нашей республики. Бережному сохранению и активной пропаганде национальных песенных традиций уделяют большое внимание и Культурно-спортивные центры Белорусской железной дороги. В сборнике «Аматарская творчасць ХХІ стагоддзя. Творчая спадчына Г. І. Цітовіча» (издан к 100-летию со дня его рождения), в статье «Шляхі засваення беларускага песеннага фальклору ў аматарскіх і вучэбных калектывах» отмечалось, что многочисленную группу любительских фольклорных коллективов составляют ансамбли народной песни и хоры, которые исполняют обработанные народные песни и произведения белорусских композиторов. Среди таких коллективов – ансамбль белорусской песни Минского Дворца культуры и спорта железнодорожников «Церніца».
К слову, одним из руководителей этого ныне заслуженного любительского коллектива является Иосиф Нестерович. Несколько лет он работал артистом оркестра Государственного народного хора БССР. Звание заслуженного любительского коллектива носит и детский ансамбль белорусской песни «Цернічка» – обладатель Гран-при Международного фестиваля народной музыки и фольклора, который проходил в Минске.
Любителям искусства хорошо известны и народный вокальный ансамбль «Гомельчанка» Гомельского Культурно-спортивного комплекса дороги (руководитель Игорь Рыбальченко), народный ансамбль песни и танца «Брестчанка» Дома культуры железнодорожников города над Бугом (руководитель Иван Филипюк), народный ансамбль белорусской песни «Кужалёк» КСЦ Барановичского отделения (руководитель Александр Конюх), а также многие другие народные творческие коллективы отделений дороги.
Повышению уровня исполнительского мастерства самодеятельных артистов, выявлению талантов и обогащению репертуара лучшими образцами национального искусства способствуют проводимые на Белорусской железной дороге и в республике фестивали народного творчества. И, как отмечают музыковеды и этнографы Беларуси, народнопесенное наследие страны должно оставаться востребованным и популярным для потомков, потому что оно прекрасно и бесценно.

Станислав САВЧЕНКОВ

Яндекс.Метрика