Октябрь
Чт
29
2020

Ценить счастливые мгновения

Золотую свадьбу отпраздновали ветеран магистрали, в прошлом начальник Барановичского отделения Николай Иванович Шпак и его супруга Людмила Тихоновна.

«Золотое» бракосочетание, 2020 год

…Они встретились вечером в столичном автобусе № 7. Помощник машиниста тепловоза локомотивного депо Минск Николай после рейса спешил на остановку, откуда последняя «семерка» должна была уйти через несколько минут. Домой торопилась и Людмила (девушка в то время трудилась на обувной фабрике «Луч»). К слову, потом выяснилось, что молодые люди не только выходят на одной остановке, но и живут в соседних домах. Пересеклись раз, другой, третий… Непроизвольно завязался разговор, начали общаться. Оказалось, что их отцы работали на железной дороге:
у Николая – в локомотивном депо Осиповичи, у Людмилы – в Грязинской дистанции сигнализации и связи Юго-Восточной магистрали. Учиться в техникуме легкой промышленности в столице БССР уроженка Тамбова решила по совету старшего брата, который на тот момент уже жил и работал в Минске. А 16-летнего Николая поступать в железнодорожное училище № 3 привез отец Иван Антонович.
Со временем пара решила создать семью. Расписались в ЗАГСе Фрунзенского района, жили в построенной кооперативной квартире. В ту пору Николай Иванович уже прошел обучение в Гомельской дортехшколе и получил свидетельство на право управления дизель-поездом. Позже окончил и курсы машинистов электровоза. Параллельно учился в БИИЖТе, где получил диплом по специальности «инженер-механик тепловозного хозяйства». Людмила продолжала работать на обувной фабрике, а после рождения сына Сергея устроилась инженером-экономистом в Республиканский отраслевой вычислительный центр Министерства легкой промышленности БССР. Ее окружали домашние хлопоты, забота о муже и ребенке. После рождения второго сына Юрия их стало еще больше. Родители справлялись со всем самостоятельно, так как бабушки и дедушка (отец железнодорожника рано ушел из жизни) были далеко, поэтому виделись только в отпуске.
Незабываемым и богатым впечатлениями этапом жизни семьи стала поездка в Монголию. Туда, на Улан-Баторскую магистраль, в 1981-м Николая Ивановича и его коллег направили в длительную служебную командировку. Он трудился инструктором по автотормозам и обучению машинистов, Людмила Тихоновна работала секретарем на одном из местных строительных заводов, сыновья Сергей и Юрий учились в школе для детей советских специалистов при посольстве СССР.

Торжественная церемония бракосочетания, 1970 год

– За время, которое провел на Улан-Баторской железной дороге, выучил полсотни монгольских слов, – отмечает Николай Шпак. – Скучать не приходилось, работа была в удовольствие, как и отдых. Вместе с монгольскими коллегами выбирались на охоту, зимой катались на лыжах, летом ловили рыбу в горных речках. Правда, купание в них даже в самую теплую пору года было настоящим испытанием: температура воды не превышала 15 градусов.
Кстати, открытием для Николая Ивановича и Людмилы Тихоновны стало то, что местные жители практически не занимаются садоводством и огородничеством. Еще запомнились вкуснейшие кедровые орехи и смородина. Невозможно забыть и пикантную баранину по-монгольски.
На Улан-Баторской железной дороге мой собеседник работал почти три года. Вместе с коллегой Александром Шишко из Молодечно составлял инструкции по автотормозам, выполнял тяговые расчеты для тепловоза 2М62, которые только начинали осваивать местные специалисты. За это оба были удостоены знака «Почетный железнодорожник Монголии». А почетным железнодорожником Белорусской магистрали Николай Иванович стал в 1989-м: знак ему вручил министр путей сообщения СССР Николай Конарев. В это время Николай Шпак уже возглавлял столичное локомотивное депо, отработав до этого несколько лет в аппарате Минского отделения и Управлении дороги. Изменения произошли и в семье: у супругов родилась дочь Татьяна. Совмещать уход за малышкой и работу Людмиле Тихоновне позволял удобный график в Центре научной организации труда Министерства легкой промышленности БССР, где женщина была инженером.
В 1990-м Николай Шпак стал начальником Барановичского отделения. При его непосредственном участии значительно обновилась материально-техническая база, улучшились условия труда железнодорожников, большое внимание уделялось развитию предприятий и росту грузооборота. Во всем поддержкой и опорой была супруга, которая полностью посвятила себя семье и дому. Спустя четыре года они переехали в Варшаву, где Николай Иванович работал в Комитете Организации сотрудничества железных дорог и являлся полномочным представителем Белорусской магистрали при администрации Польских железных дорог. В 2009-м вернулись в Барановичи, где живут и по сей день.
К слову, этот белорусский город стал местом встречи трех братьев-генералов: старший Георгий – генерал-полковник в отставке, был командующим Воздушно-десантными войсками Российской Федерации, а также губернатором Рязанской области, младший Валерий – генерал-майор в отставке, военный комиссар Ростовской области, а самого Николая Ивановича по праву можно назвать «железнодорожным генералом». Перед тем, как уйти на заслуженный отдых, он в течение трех лет возглавлял отраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров (ныне – Барановичское подразделение Дорожного центра). За это время учебное заведение существенно модернизировалось, весомый вклад в его развитие внес и мой собеседник.

Николай и Людмила Шпак с сыновьями Сергеем и Юрием, дочерью Татьяной. Начало 2000-х

Сейчас Николай Иванович тоже в заботах. Он и супруга – знатные садоводы и огородники. Чего только нет на их участке: клубника, малина (кстати, плодоносит она и сейчас), ежевика, яблони, сливы, груши, свой картофель и не только. А в уютном доме, который построили сами, часто гостят дети и внуки – их у «золотой» четы уже шестеро. Собираясь за общим столом, они делятся новостями и успехами, в том числе и профессиональными. На пятидесятилетие совместной жизни дети подготовили для родителей трогательный и необычный сюрприз: повторное бракосочетание в отделе ЗАГСа Центрального района Минска в день их свадьбы спустя полвека. Николай Иванович признается, что его Люда за это время не изменилась, а только еще больше похорошела. К слову, супруги стали первой «золотой» парой, которую расписали сотрудники ЗАГСа в этом году. Память об этом событии навсегда сохранит свидетельство и запись в Книге почетных юбиляров.
Отвечая на вопрос о секрете счастливого долголетия, Николай Иванович и Людмила Тихоновна признаются: его нет.
– Наша семейная жизнь складывалась по-разному. Бывало, что и ссорились слегка. Ведь все гладко быть не может. Но, несмотря ни на что, нужно быть вместе, делать все сообща, поддерживать друг друга, прощать и любить.
Очевидно, что именно это помогло им создать и сберечь такую большую и дружную семью.

Евгений ВОЛОСТНЫХ

Яндекс.Метрика