Октябрь
Чт
22
2020

Сохраняя народную песню. 11 октября, в Беларуси отмечается День работников культуры

…Считается, что душа народа – в песне. Она передает чувства, мысли и желания, отражает характер. Хормейстер заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь народного ансамбля белорусской песни «Церніца» Культурно-спортивного центра Минского отделения Галина Нестерович с этим полностью согласна. Она – заслуженный деятель культуры, обладатель медали Франциска Скорины за личный вклад в развитие и умножение духовного и интеллектуального потенциала, культурного наследия белорусского народа.

Народный ансамбль белорусской песни «Церніца»

– Никогда не думала, что буду руководителем, ведь всю жизнь собиралась петь. Но судьба распорядилась по-другому, – признается героиня публикации.
Галина Дмитриевна – коренная москвичка, выросла в семье военного. Петь начала с трех лет. Талантливую девочку заметили быстро, она часто выступала на телевидении. Также была участницей детского хора, созданного знаменитым дирижером Владиславом Соколовым, окончила музыкальную школу и училище. Воспитывалась девушка на классике – произведениях Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена, Сергея Рахманинова и других выдающихся композиторов. Однако при поступлении в Московский государственный университет культуры и искусств выбрала кафедру русского народно-певческого искусства (специальность «руководитель народного хора»).
– Я представительница ее первого выпуска, – рассказывает Галина Дмитриевна. – Когда пришла на консультацию, нам так разрекламировали новую кафедру, где можно будет изучать хореографию, актерское мастерство, сценические движения, технику речи, что решила выбрать именно ее. После классических произведений было сложно переключиться на народное творчество, но втянулась достаточно быстро. Оно представляет собой синтез трех искусств: танца, песни и музыки – этому нас и учили.
После окончания института моя собеседница работала главным хормейстером Калужского русского народного хора, также была его солисткой. Спустя полтора года переехала в Минск. Устроилась художественным руководителем народного хора Республиканского Дворца культуры профсоюзов. Там, отмечает Галина Дмитриевна, ей посчастливилось служить искусству вместе с известным дирижером и фольклористом Константином Поплавским. Чуть позже судьба свела со знаменитым хормейстером и педагогом Станиславом Дробышем, который предложил талантливой девушке преподавать в столичном институте культуры. Параллельно с академической деятельностью Галина Дмитриевна училась и сама – белорусскому языку и народным песням. Их красота, напевность и мелодичность так сильно запали в душу, что в 1984 году она создала ансамбль народной песни на базе Культурно-спортивного центра Минского отделения дороги.
Сегодня «Церніца» имеет большую популярность в Беларуси, ее хорошо знают и за рубежом. За 36 лет существования ансамбль неоднократно становился лауреатом международных и республиканских фестивалей и конкурсов, выступал на концертных площадках почти 50 стран.
– Многое изменилось за это время, – отмечает Галина Нестерович. – Во-первых, состав: сейчас в коллективе 15 артистов (вместе с оркестровой группой), средний возраст – 30 лет. Во-вторых, уровень подготовки: изначально среди участников «Церніцы» были любители белорусской песни, в настоящее время – профессиональные исполнители с профильным образованием. В-третьих, репертуар: он стал сложнее, интереснее и разнообразнее. И мне кажется, что именно высокий уровень исполнения делает наш ансамбль популярным у слушателей. Моя главная задача, как хормейстера, – сохранить народную песню. Сделать так, чтобы молодое поколение не уходило от своих истоков и языка.
Практически в один год с «Церніцей» Галина Дмитриевна создала еще один главный проект в своей жизни – семью. С супругом Иосифом Александровичем (один из руководителей ансамбля) они познакомились в Белгосфилармонии, где с успехом проходят сольные концерты коллектива. По стопам родителей пошел и сын Дмитрий: он – руководитель детского ансамбля белорусской песни «Цернічка», играет на баяне в оркестровой группе «Цернiцы». Как и его жена Юлия – она цимбалистка. Их старший сын Владимир от родителей не отстает – осваивает аккордеон. Но мальчику нравится играть в большой теннис. Свои музыкальные способности уже демонстрирует и трехлетняя Александра, которая с удовольствием поет в пока игрушечный микрофон детские песенки. Галина Дмитриевна не исключает, что внучка со временем тоже станет участницей «Цернічкі».

Анастасия МЕЛЕХОВА


«Тандем»: энергия танца

Для народной студии современного балета «Тандем» Дворца культуры железнодорожников Культурно-спортивного комплекса Гомельского отделения нынешний год особенный: профессиональный праздник артисты встречают с солидным списком достижений и победами в различных конкурсах и фестивалях, а еще отмечают 30-летие коллектива.

Своим появлением «Тандем» обязан балетмейстеру-постановщику Людмиле Шоман. Она окончила Абаканское культурно-просветительное училище по специальности «хореограф», а затем там же получила диплом режиссера.
В 1990 году состоялся первый набор в студию. Изначально она развивалась как независимая структура, а с 2000-го «прописалась» на базе Культурно-спортивного комплекса Гомельского отделения. В 2005-м коллективу присвоено звание народного.
В своих постановках Людмила Николаевна использовала различные жанры хореографии: миниатюру, сюиту, мини-балет. Воспитанники обучались не только классическому и народно-сценическому танцу, но и актерскому мастерству. Яркими, заряжающими позитивом и энергией выступлениями ансамбль быстро завоевал любовь зрителей. Восторг вызывали спектакли, в которых через пластику тела и музыку, грацию движений артисты раскрывали психологию человека: даже о проблемах можно сказать сильно, но без жесткости и сгущения красок.
Залог успеха еще и в том, что Людмиле Николаевне удалось создать в коллективе почти семейную атмосферу. Командный дух помогает и в учебном процессе, и во время постановок. Этот подход как нельзя лучше выразился в названии балетной студии – «Тандем».
Традиции, заложенные Людмилой Шоман, успешно продолжает ее ученица, в прошлом ведущая солистка студии Ирина Оболенцева. Она старается раскрыть творческий потенциал каждого участника. На репетициях большое внимание уделяет технике и манере исполнения, сценической культуре.
– Основные направления нашей студии – джаз-модерн, модерн и классический танец. При этом в программу обучения новичков и зачастую в постановки с основным составом включаем элементы классической хореографии и различных танцевальных стилей, – отмечает руководитель коллектива. – Занятия не обходятся без традиционных «па» возле балетного станка, прыжков и вращений. В состав основной группы входят 15 человек в возрасте от 15 до 30 лет.
В подготовительную принимаем с 9 лет.
Ирина Оболенцева – личность творческая и увлеченная. С детства она занимается хореографией. Начинала в ансамбле танца «Апельсин», который сегодня носит звание заслуженного. Затем перешла в студию «Тандем». Окончила Гомельский колледж искусств имени Н. Ф. Соколовского и Белорусский государственный университет культуры и искусств. Впрочем, за время существования «Тандема» из его состава вышло немало достойных хореографов, которые преподают не только в Беларуси, но и за рубежом.
Народная студия современного балета «Тандем» – это бесконечный эксперимент и самопознание, выход за собственные границы в пространство свободы. Стиль джаз-модерн и деми-классика, как отмечает Ирина, – своеобразный синтез различных техник, которые позволяют использовать пластику без ограничений, расширяют возможности для выражения своих чувств и эмоций. Номера «Либертанго», «Блики настроения» и «Арабески», классическая зарисовка по мотивам балета «Весна в Аппалачах», сольная программа-фантазия «Сны наяву» – это лишь небольшая часть разнообразного и многогранного репертуара коллектива, который завоевал популярность не только в области и стране, но и за рубежом. Например, в прошлом году по программе культурного обмена гомельчане побывали с гастролями в китайских городах Дуньхуан и Сиань. Они представили и современную хореографию, и белорусский народный танец.
В нынешнем году артисты студии порадовали жителей города над Сожем новой постановкой. Спектакль с элементами хореографии по пьесе Зиновия Сагалова «Три жизни Айседоры Дункан» прошел на крыльце дворца Румянцевых и Паскевичей. Совместно со студией «Тандем» артисты народного театра-студии «Классик» посредством танца, слова и «живых» скульптур рассказали о жизни великой танцовщицы. Главную хореографическую партию в постановке исполнила Ирина Оболенцева, а монологи Айседоры Дункан читала руководитель студии «Классик» Елена Фролова.
Многогранность джаз-модерна артисты студии демонстрируют на дорожных фестивалях народного творчества «Праздник хореографии «Карагод» и «Созвездие талантов». Студия «Тандем» – дипломант и лауреат различных республиканских и международных фестивалей и конкурсов. Кроме того, ребята активно участвуют в благотворительных концертах.

Лидия СЕРГЕЕВА


«Осенний букет поздравлений»

Оригинальный праздничный концерт с таким названием подарили ветеранам магистрали и другим приглашенным творческие коллективы Оршанского Дома культуры железнодорожников. Эту теплую, душевную встречу подготовили ко Дню пожилого человека.

Торжественный музыкально-театрализованный «букет» получился действительно необычным. Участники Школы юного актера, которые взяли на себя роль ведущих концерта, добавили к привычным осенним цветам еще и «молодильные яблочки», «веточки дуба» и даже «картошку». Ее, например, с юмором представили в качестве незаменимого «инвентаря» для занятий аэробикой: сажать, ухаживать, выкопать – та еще физическая нагрузка! Отрадно было видеть, как ветераны труда подпевали солистам студии эстрадной песни «Оникс» Мирославе Дударевой и Арсению Ладику (руководитель Елена Пшевальская), с удовольствием аплодировали «Караваю», который «испекли» юные участники Театра танца (художественный руководитель Ирина Сенчила).
Зарядил зрителей положительной энергией ансамбль народной песни «Славяночка» (художественный руководитель Татьяна Шук). Свой путь к мечте в движении танца показала Кристина Ишметова, в удивительный мир пластики и циркового мастерства пригласили зрителей участники образцового циркового коллектива «Феерия» под руководством Елены Жавненко. Ярким выступлением порадовал и образцовый ансамбль танца «Ви-за-ви» (художественный руководитель Алеся Василевская).
Вышли на сцену и ветераны труда. Среди них – автор и исполнитель клуба авторской песни и поэзии «Акцент» Тамара Краевская, которая сердечно поздравила всех с праздником. Дуэт Натальи Рынкевич и Леонида Ризоя завершил концерт энергичной песней, после чего в зале долго не смолкали аплодисменты.
Хорошим дополнением к празднику стала организованная в Оршанском ДКЖ выставка-конкурс «Дары осени». Свои таланты здесь продемонстрировали бывшие труженики предприятий местного железнодорожного узла, в том числе дистанций пути и гражданских сооружений, локомотивного и вагонного депо, Дома культуры железнодорожников, дистанции сигнализации и связи. Композиционные сюжеты из овощей и фруктов, выращенных на личных дачных участках, они представили на суд компетентного жюри. В итоге диплом в номинации «Осенний букет для вас» вручили команде ДКЖ. Путейцев удостоили диплома «Плоды любви», локомотивщиков – «Композиция души». Представителей дистанции гражданских сооружений наградили дипломом «Крутой овощевод». А самые яркие краски сада, по мнению жюри, представили ветераны вагонного депо. Абсолютным победителем конкурса стала
команда дистанции сигнализации и связи. Все участники получили памятные призы.

Яндекс.Метрика