Ноябрь
Пн
23
2020

Сберечь наш общий дом

В век цифровых технологий и высоких скоростей особое значение для любого производителя товаров или услуг приобретают точность и качество. Обеспечить их позволяет действующая система норм и стандартов, разработкой и внедрением которых занимаются профильные специалисты. Сегодня тысячи экспертов в этой области отмечают свой профессиональный праздник, среди них и представители Белорусской железной дороги.

В нынешнем году праздник проходит под девизом «Стандарты для защиты планеты». Большое внимание совершенствованию работы в области экологии и охраны окружающей среды уделяется на Белорусской магистрали, ведь она – один из крупнейших перевозчиков на рынке транспортных услуг «пространства 1520».
Главная цель в сфере экологии – это охрана природы путем снижения негативного на нее воздействия. Для этого на дороге реализуется единая техническая политика и осуществляется техническое развитие, приоритетами которых являются бережное и рациональное использование природных ресурсов, минимизация экологических рисков, предотвращение и сокращение негативного воздействия на окружающую среду.
Природоохранные мероприятия проходят в соответствии с дорожным планом, в рамках республиканских и ведомственных нормативных документов (стратегии по снижению вредного воздействия транспорта на атмосферу Беларуси, госпрограмм по охране окружающей среды и устойчивому использованию природных ресурсов, по развитию транспортного комплекса страны и отраслевой программы Минтранса).
В настоящее время наблюдается устойчивая динамика снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Это достигается за счет увеличения общего объема электрификации железнодорожных линий, обновления и модернизации подвижного состава, внедрения инновационных технологий и современных технических средств.

Программа электрификации наиболее загруженных железнодорожных участков позволяет отказаться от устаревшего и менее экологичного подвижного состава, внедрить современные технологии как в перевозочном процессе, так и в техническом обслуживании и ремонте локомотивов, вагонов, МВПС. Эта работа направлена на сокращение расходов топливно-энергетических и других видов ресурсов, применение инновационных средств и решений, обеспечивающих защиту атмосферы (в том числе за счет снижения выбросов парниковых газов), водоемов и почвы, обезвреживание отходов, повышение экологических требований к подвижному составу, транспортной инфраструктуре, топливу при рассмотрении и подготовке проектов технических нормативных правовых актов (ТНПА).
Кроме того, ежегодно проводится оценка научно-технического уровня действующих ТНПА. Магистраль непрерывно совершенствует нормативную базу. В частности, на дороге действует стандарт организации «Вторичные материальные ресурсы, материалы для вторичного использования. Порядок обращения», позволяющий широко задействовать вторичные ресурсы и местные виды топлива.
Сейчас разрабатывается проект технического кодекса установившейся практики «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Порядок определения выбросов организациями железнодорожного транспорта» взамен действующего ТКП 17.08-12-2008.
Необходимость в нем вызвана изменениями природоохранного законодательства с учетом тенденций мирового подхода к экологическому нормированию, а также в связи с накоплением статистических данных, полученных в результате нормирования выбросов инструментальным методом и экспериментальных исследований вредного воздействия отдельных производств при внедрении современных технологий, нового и модернизированного оборудования, сырья и материалов.
Соответствовать современным требованиям Белорусской железной дороге помогают новые технологии. В частности, внедрение автоматизированной системы экологического учета и анализа АС «Эколог» позволило уйти от бумажных отчетов и журналов (переведя их в электронный формат), упростить алгоритм действий для сбора и хранения аналитических данных, повысить эффективность работы в области природоохранной деятельности.

Данная система дает возможность осуществлять в электронном виде первичный учет негативного воздействия на окружающую среду и формировать отчетность по ряду аспектов: использование воды, обращение с отходами производства, с озоноразрушающими веществами, уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Также система позволяет проводить мониторинг экологической обстановки на железной дороге в целом путем получения в оперативном режиме данных по каждому предприятию.
В современных условиях одним из важнейших инструментов обеспечения устойчивой работы и повышения эффективности любой организации является использование современных систем менеджмента. На 20 предприятиях Белорусской железной дороги уже внедрена и сертифицирована система управления экологического менеджмента в соответствии с требованиями СТБ ISO 14001-2017 «Системы управления (менеджмента) окружающей среды. Требования и руководство по применению».
Тема экологии касается каждого из нас, ведь все мы заинтересованы в сохранении нашего общего дома – планеты Земля. Сегодня это одна из самых важных задач, которая стоит перед человечеством. Отрадно, что Белорусская магистраль, наряду с другими крупнейшими субъектами хозяйствования страны не остается в стороне от этих тенденций и продолжает активно внедрять инновации по защите окружающей среды. Важную роль в этой работе играют эксперты в области стандартизации.

Яндекс.Метрика