«Совет молодежи – не бояться трудностей…»
Ветерану ПТО станции Калинковичи Гомельского вагонного депо Ивану Соловью вчера исполнилось 93 года.
Ветеран прифронтовых железных дорог бодр и в хорошем настроении. И даже в меру сил хлопочет на приусадебном участке. К примеру, этой весной посадил виноград.
А еще он – богатый дедушка и прадедушка: у него 6 внуков и 7 правнуков. Бывая у ветерана в гостях, частенько просят рассказать о любимой работе.
Белорусской железной дороге Иван Николаевич посвятил 50 лет, затем еще 17 лет возглавлял цеховые ветеранские организации. Он и сегодня интересуется, чем живет родная магистраль: созванивается с активистами совета ветеранов депо, читает отраслевую газету.
Во время встреч с молодежью Иван Соловей часто говорит: «Главное – не бояться трудностей, тогда все получится». Об этом он знает не понаслышке. Рано остался без матери, пережил голодное военное детство на оккупированной территории.
– Родом я из деревни Многоверш. Позже ее переименовали в Мироненки в честь Героя Советского Союза Иосифа Мироненко, который погиб рядом с населенным пунктом, – рассказывает собеседник. – Мой отец в первые дни Великой Отечественной ушел на фронт. А я с друзьями-ровесниками вступил в подпольную группу, организованную на территории Домановичского (сейчас Калинковичский) и Василевичского районов. Позже она переросла в партизанский отряд.
О его деятельности и судьбе первого комиссара Надежды Денисович написана книга «Сирень на пепелище». Я был связным в отряде и хорошо знал девушку. Нередко выполнял поручения и командира отряда Павла Кошевого.
Когда в январе 1944 года район освободили, Иван устроился слесарем по ремонту вагонов в ПТО Калинковичи, принимал активное участие в восстановлении путевого хозяйства и строительстве производственных цехов.
Следующие полгода для железнодорожников были очень напряженными. Линия фронта проходила всего в 15 – 20 км от города, и вражеская авиация еще много раз совершала налеты.
– Работали в тяжелых условиях. Ремонтировали пути и военные составы, вручную меняли рессоры, триангели и автосцепки. Часто трудились в две смены, – вспоминает ветеран. – Как-то на станцию прибыл эшелон с провиантом и техникой для фронта. При осмотре вагона-кухни выявили неисправность колесной пары. Начальник поезда не разрешил отцепить вагон, и чтобы не срывать график движения и не задерживать поезд, ремонтные действия провели на месте.
В 1945 году Ивана Соловья отправили учиться в Могилевскую техническую школу на поездного вагонного мастера. Он обеспечивал исправность вагонов в пути следования, должен был своевременно смазывать буксы и проводить, если надо, мелкий ремонт.
– Людей не хватало. Нередко после возвращения из рейса сразу же отправлялся в следующую поездку, – рассказывает ветеран. – Разрешали два часа отдохнуть, давали сухпаек – и в дорогу. Порой так до двух суток колесил. В 1948 году всех работников магистрали, кто не служил, отправили в железнодорожные войска. В том числе и меня. Мы восстанавливали мосты, вокзалы, искусственные инженерные сооружения – их много еще лежало в руинах.
Я принимал участие в строительстве вокзала в Сочи, моста в Сталинграде через Волго-Донской канал.
Уволившись в запас, Иван Николаевич вернулся в Калинковичи и продолжил работать поездным вагонным мастером. Затем трудился составителем поездов, дежурным по станции Пхов. Окончив гомельский железнодорожный техникум по специальности «механик рефрижераторных вагонов», устроился в ПТО станции Калинковичи. После выхода на пенсию в 1987 году Иван Соловей еще 10 лет трудился по специальности.
– Рефрижераторные секции – техника сложная, требующая внимания и аккуратности во время сцепки или эксплуатации, – рассказывает именинник. – Я один обслуживал весь узел и линейные станции: Житковичи, Мозырь, Ельск, Муляровка, Козенки. Приходилось много ездить. Часто вызывали и ночью.
Иван Соловей ответственно подходил к любому делу, много времени уделял и общественной жизни: шесть лет был неосвобожденным председателем профкома, девять – секретарем парторганизации. В 1994 году возглавил совет ветеранов ПТО станции Калинковичи и пункта подготовки вагонов под погрузку станции Барбаров. Его трудовые заслуги отмечены орденом «Знак Почета» и медалью «Ветеран труда», несколькими юбилейными наградами.
Вместе с женой Ниной Петровной супруги воспитали сыновей Николая и Вячеслава, дочь Марию. С гордостью ветеран рассказывает о своих внуках – у всех высшее образование. Радуют своими успехами и правнуки.
– Более 30 лет занимался пчеловодством. Но из-за ухудшения здоровья пришлось оставить любимое занятие, – сетует ветеран. – Пасеку отдал соседу. Он часто помогает мне и по хозяйству, за что я ему очень благодарен. К слову, сосед тоже железнодорожник. Поэтому у нас много тем для бесед.
Лидия
СЕРГЕЕВА