Декабрь
Вт
01
2020

Из пассажирских – самый мощный

Последний месяц осени в корпоративном календаре Белорусской магистрали представляет пассажирский паровоз серии ИС («Иосиф Сталин»). С 1962 года получил аббревиатуру ФДП – пассажирская разновидность паровоза серии ФД.

После окончания Гражданской войны в Советском Союзе наметился рост пассажирских перевозок. Для развития этого направления на заводе «Красный путиловец» в 1926 году построили трехцилиндровый паровоз серии М типа 2-4-0. Было выпущено 100 таких машин. Одновременно Коломенский завод с 1925-го начал производство паровоза серии СУ типа 1-3-1.
Но к началу 30-х годов уже возникла потребность в пассажирском паровозе с большим сцепным весом и более мощным, чем СУ. А локомотивы серии М не приживались в связи со сложностью эксплуатации единственного в СССР трехцилиндрового паровика.
Мощный и быстроходный паровоз должен был стать важным звеном в обновлении локомотивного парка, это было очень важно, так как он одинаково подходил для обслуживания почтово-пассажирских и скорых поездов. Началось проектирование новой машины на Коломенском заводе, и в 1929 году был изготовлен паровоз типа 1-5-1 «Микадо». Технико-экономическое исследование показало, что мощный и быстроходный локомотив может иметь семиосное выражение с четырьмя движущими осями. Подобная техника уже имелась в Северной Америке. Рассматривались варианты 2-4-1 и 1-4-2, предложенные МПС и заводом. В результате было признано, что задать необходимые параметры можно только при осевой формуле 1-4-2, что и подтвердили эскизным проектом.
Разработка началась в феврале 1932 года и велась Центральным локомотивопроектным бюро Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР (инженерами Константином Сушкиным, Львом Лебедянским и другими). В апреле проект передали на Коломенский завод, а 4 октября 1932-го оттуда выехал первый пассажирский паровоз типа 1-4-2, которому была присвоена серия ИС («Иосиф Сталин»). 7 ноября того же года, в день 15-й годовщины Октябрьской революции, паровоз ИС20-1 прибыл в Москву. 20 декабря был собран второй ИС20-2 – выпущен с шестиосным тендером.
Испытания в апреле – декабре 1933 года на трех дорогах показали, что мощность паровоза достигает 3200 л. с., в обычных эксплуатационных условиях – 2500 л. с., что более чем вдвое превосходило мощность локомотива серии СУ.
На паровозах серии ИС были применены: пятиклапанный регулятор, вынесенный из котла и расположенный за пароперегревателем, четырехдырный конус с раздельным выхлопом, стальные литые цилиндры с чугунными втулками, многоплоскостные параллели, статически определяемая система рессорного подвешивания с верхним расположением рессор, «плавающие» втулки в дышловом механизме и ряд других конструкций, использованных также на паровозах серии ФД. Несмотря на иную колесную формулу, схема рессорного подвешивания полностью повторяла схему паровоза серии ФД. Передняя тележка была типа Краусса – Гельмгольца, задняя – типа Бисселя. В отличие от паровозов серии Су первая не имела отдельного нижнего водила, а вторая обладала многими узлами и деталями паровозов серии ФД (возвращающее устройство в виде секторов, опирающихся на направляющие, буксы с внешней стороны рамы и др.). Конструкция обеих тележек обеспечивала трехточечное рессорное подвешивание. На паровозах применялись тормозные цилиндры диаметром 13» (330 мм), краны машиниста Вестингауза и паровоздушные тандем-насосы. Последние с паровоза № 3 были заменены насосами кросс-компаунд.
В рабочем состоянии локомотив имел массу 133 тонны, сцепную массу 80,7 тонны. Это дало осевую нагрузку 20 тонн, что и было закреплено в серии. Максимальную скорость он развивал 115 км/ч. На момент создания паровоз ИС20 был самым мощным пассажирским в истории советского паровозостроения. Во второй советской пятилетке он стал основной единицей пассажирского паровозного парка.
В 1934 году было изготовлено еще два паровоза ИС и столько же – в 1935-м. С 1936-го их начал выпускать Ворошиловградский паровозостроительный завод – все с шестиосным тендером. В 1937-м был создан ИС20-16 с обтекателем, развивавший скорость 155 км/ч (именно этот экземпляр представлен в календаре). С 1932-го по 1942-й было построено 649 паровозов серии ИС, в том числе 11 единиц ИС21 со сварными котлами.
Первоначально паровозы ИС20 работали на Октябрьской дороге, обслуживая поезд «Красная стрела» на участке Москва – Бологое. Была попытка их использования на направлении Москва – Смоленск – Минск. Однако повышенная длина этих локомотивов создавала трудности при экипировке в депо, а на поворотных кругах они не вмещались. Так, в Минске разворот паровозов ИС20 выполнялся прогоном по треугольнику Минск-Товарный – 499 км (Минск-Северный) – Минск-Пассажирский. Попытке увеличить длину пассажирских поездов для задействования мощности паровоза помешали короткие пути на станции Москва-Пассажирская-Смоленская (Белорусский вокзал).
В 1937 году паровоз экспонировался на Всемирной Парижской выставке и стал обладателем премии Гран-при.
На июнь 1941 года парк пассажирских паровозов в СССР насчитывал 2666 единиц, в том числе 649 – серии ИС.
В годы Великой Отечественной паровозы серии ИС были сосредоточены в восточных районах страны, обслуживая, в частности, отдельные участки Красноярской и Восточно-Сибирской дорог. После войны из-за состояния пути эти локомотивы водили поезда только на юго-западном, южном и юго-восточном направлениях. Непродолжительное время они работали в депо Киров Горьковской дороги и депо Мелитополь Синельниково – Приднепровской.
Массовый переход на тепловозную и электрическую тягу еще больше ограничили эксплуатацию ИС, у которых в 1962 году (в период борьбы с культом личности Сталина) обозначение серии сменилось на ФДП (ФД – пассажирский). С крышки дымовой коробки убрали надпись «И. Сталин» и заменили на «СССР» .
К сожалению, в мире остался лишь один экземпляр паровоза серии ИС. Паровоз ФДП 20-587 стоит на постаменте недалеко от локомотивного депо Киев-Пассажирский. Также в первом выпуске знака «Почетному железнодорожнику» имеется изображение паровоза ИС. А в Минске на стене дома по адресу ул. Бобруйская, 17 / Ульяновская, 41 имеется барельеф-медальон, где изображен паровоз с надписью «Сталин». В профиле башен зданий №№ 13 и 15 по ул. Бобруйской («ворота Минска» ) имеются барельефы паровоза с аналогичной надписью.

Леонид ЛЕГЧЕКОВ

Яндекс.Метрика