То, что вызывает интерес
«Со своей любимой отраслевой газетой я не расстаюсь с 1950 года. Немногие знают, что тогда она называлась «Сталинский маршрут», – с едва заметной улыбкой вспоминает ветеран Белорусской железной дороги Нина Козел. – За это время произошло немало событий – и на магистрали, и в стране. Мне достаточно найти подшивку за тот или иной год, чтобы вернуться в прошлое…»
У Нины Константиновны архив и впрямь собрался внушительный. В городской квартире хранить его сложно, поэтому основную часть ветеран перевезла на дачу. Но и без «подсказки» газеты хорошо ориентируется в датах, цифрах и биографиях. И это в весьма почтенном возрасте – в нынешнем году Нина Козел отметила 88-летие!
В нашей беседе она часто вспоминает малую родину – деревню Синча Пуховичского района Минской области. До войны успела здесь окончить первый класс семилетки. Помнит зверства фашистов:
– В 1943 году немцы проводили карательные операции в нашем районе. Однажды они нагрянули в Синчу и подожгли колхозные постройки. Оставшихся жителей, в том числе меня с мамой и еще тремя детьми, загнали в пустую хату. Хотели и ее поджечь, но по счастливой случайности нам удалось выбраться.
Семью приютили в партизанском лагере отряда имени Щорса. Мама шила для народных мстителей теплую одежду, отец налаживал мельницу. Нина стала связной.
После освобождения Пуховичского района Нина продолжила учебу в школе. После ее окончания уехала в Минск, стала работать практикантом весовщика на станции Минск-Северный. Устроиться было непросто: поскольку у девушки не было столичной прописки, потребовали документ о том, что ее деревня расположена не более чем в пяти километрах от железной дороги. «На самом деле – в восьми километрах. Но такую справку сельсовет мне все-таки выдал», – с улыбкой вспоминает ветеран.
Вскоре ее направили на учебу в Смоленскую дортехшколу. Вернулась на станцию, работала весовщиком. Поступила в вечернюю школу и получила среднее образование. В 1956 году она уже студентка БИИЖТа. На протяжении 46 лет трудилась на станции Минск-Северный. И всегда была активисткой: несколько лет возглавляла комсомольскую организацию, стала членом профсоюзного комитета станции. В течение 26 лет являлась председателем ветеранской организации, почти два десятка – заместителем председателя отделенческого совета ветеранов. Неслучайно публикации о пожилых людях, отдавших многие годы жизни дороге, вызывают у Нины Константиновны особый интерес.
– Не только статьи, но и поздравления с днем рождения, юбилеем – все это очень много значит для наших ветеранов. Можно сказать, поднимает их дух, – говорит Нина Козел.
Говоря об отраслевом издании, она отметила важность публикаций на производственную тематику. Всегда обращает внимание на такие рубрики, как «В штабе дороги», «Обсуждено на ТЭСе», «Как живешь, станция?». А еще импонируют материалы об истории Белорусской – особенно те, которые готовит к печати наш внештатный автор Леонид Легчеков.
– Вот уже 70 лет моя судьба связана с железной дорогой. И я не представляю себя без родной магистрали – так же, как и без свежего номера «Железнодорожника…» в почтовом ящике, – подытоживает Нина Константиновна.
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ