Суровый «Край»
Любой фильм, где присутствует тема железной дороги, повествует, прежде всего, о людях. Иногда это самые необычные и очень колоритные образы. Часто в кино даже локомотивы представлены в характерных ролях, словно живые существа – грозные, добрые, преданные, брутальные... Интересно, что все эти эпитеты в полной мере подходят многим персонажам (как железным, так и одушевленным) российской картины «Край», вышедшей в мировой прокат в сентябре 2010 года.
Постановку осуществил один из самых известных и востребованных советских и российских режиссеров, народный артист России Алексей Учитель. Лента участвовала в десятках международных фестивалей, номинировалась на премию «Золотой глобус» в США как лучший фильм на иностранном языке и стала обладателем четырех наград «Золотой орел» на родине, среди которых и приз за лучшую режиссуру.
В творческом багаже Учителя (режиссера, сценариста, оператора, продюсера) сегодня более сорока работ – художественных и документальных. Достаточно вспомнить хотя бы некоторые из них: «Дневник его жены», «Последний герой», «Прогулка», «Мания Жизели», «Космос как предчувствие», «Пленный»… Все они стали событиями не только на постсоветском пространстве, но и за рубежом. Мастер, родившийся в 1951 году, и сейчас активно снимает. Его считают одним из немногих российских режиссеров, умеющих создавать самобытное и оригинальное кино для широкого зрителя, избегая подражания Голливуду. «Край» вполне можно отнести именно к таким картинам – сочетающим в себе авторский подход, даже элементы арт-хауса с чисто жанровой динамичной подачей действия. И хотя мнения некоторых критиков по данной ленте разделились, фильм имел довольно большой успех в прокате и немалый резонанс.
Все в этой работе словно доведено до некоего предела реалистичности. Эмоции героев тоже льются через край. А каждый характер – кладовая красок и оттенков. Да и сам сюжет, несмотря на чисто исторический фон, все время балансирует на грани: с одной стороны – это очень жесткое, суровое и довольно правдивое в плане быта кино о нелегкой послевоенной жизни, с другой – чуть ли не сказка, полная символизма, где есть место и чудесам техники, и даже мистике. Получилось, как ни странно, эдакое редкое сочетание острой авторской драмы, трогательной мелодрамы и брутального боевика с убедительным экшеном на мощных паровозах. В картине соединяется сразу несколько сюжетных пластов. Чтобы лучше понять многослойность действия и причины возрастающего накала страстей в картине, ее содержание следует отразить более подробно.
…Сентябрь 1945-го. На далекую сибирскую железнодорожную станцию Край приезжает демобилизованный танкист, бывший машинист паровоза Игнат. В пристанционном поселке живут ссыльные поселенцы, которые на оккупированной территории работали в фашистских лагерях или на немецких граждан. Все они заняты на лесозаготовках. Советскую власть представляет бывший военный, инвалид без правой руки Колыванов. Лес грузят вручную на платформы и вывозят по двухпутной железнодорожной ветви. Для этого задействованы два паровоза, одним из которых управляет непрофессиональный машинист Саркисян. Игнат требует у Колыванова отдать паровоз ему – знающему свое дело мастеру. Ведь до войны он водил знаменитый паровоз серии ИС («Иосиф Сталин») и даже установил рекорд скорости в 163 км/ч. Правда, при этом превысил котловое давление, а локомотив сошел с рельсов. Начальник возражает фронтовику, мотивируя тем, что у него осложнения после контузии.
Чтобы доказать свою квалификацию и мастерство, герой устраивает гонки на паровозах с Саркисяном, но в результате только укрепляет Колыванова в его мнении. В это же время Игнат сходится с красавицей Софьей, воспитывающей спасенного ею в Германии немецкого мальчика Пашку, и случайно узнает от местного жителя о… забытом паровозе. Локомотив находится на острове за разрушенным мостом. Герой немедля отправляется в указанное место и обнаруживает там не только заброшенную машину, но и одичавшую девушку-немку Эльзу – дочь немецкого инженера, строившего мост еще до войны. Ей удалось сбежать во время ареста отца и его помощника Густава, обвиненных во вредительстве. Чтобы дать Эльзе возможность спастись, они, безоружные, вступили в схватку с чекистами и погибли.
Девушка не говорит по-русски, не знает, что была война, одета в лохмотья и живет в заброшенном паровозе, который называет «Густав». Она пришла в ужас от незваного гостя. И все же каким-то чудом герои понимают друг друга и даже вместе начинают восстанавливать поврежденный ледоходом мост через реку. Несмотря на ненависть к немцам, Игнат берет Эльзу под опеку, чем вызывает ревность у Софьи и раздражение у всего поселка. Они вместе бережно и с любовью приводят в порядок брошенный паровоз. Для повышения скорости фронтовик даже устанавливает на нем воздушный обтекатель, сделанный им из украденных листов железа.
Страсти предельно накаляются с приездом Фишмана, майора НКВД, некогда убившего отца Эльзы. Узнав о происходящем, он забирает приемного немецкого мальчика Пашку и Эльзу, стреляет в бросившуюся на него из-за сына Софью. Чекист сажает пленников в вагон-теплушку и готовится уехать, но машинист паровоза, на котором приехал майор, не желает подчиняться озверевшему офицеру и уходит с рабочего места. Тогда Фишман сам берет на себя управление локомотивом. Вернувшийся в поселок Игнат узнает обо всем и, не раздумывая, бросается на своем паровозе вдогонку…
Такова основная фабула фильма без финала (для тех, кто не смотрел), в котором будет очень яркая сцена батального противостояния двух паровозов. Развязка же окажется совершенно неожиданной и позитивной для главных героев.
Вот так острая жизненная драма приобретает черты напряженного экшена, который, однако, не выглядит искусственно. Скорее, наоборот: накал эмоций словно требует громкого и масштабного разрешения ситуации. И это происходит – с шумом, треском и скрежетом металла, где ожившие мистические существа-паровозы готовы сразиться друг с другом в последней, решающей схватке. Не зря режиссер символично стилизует кадры, когда из трубы одного локомотива идет черный дым, а из другого – белый.
Бюджет картины – почти 12 млн. долларов (немало для российского кино) – позволил вполне достойно представить ряд весьма эффектных и масштабных сцен, снятых вживую с настоящими паровозами того времени в главных ролях. Ведь в фильме практически отсутствует компьютерная графика. Российские железнодорожники для съемок предоставили сразу несколько локомотивов. Самый старый из них, который ласково назывался «овечка», был выпущен в 1905 году и прошел Финскую и Вторую мировую войны, а самый молодой, «Серго Орджоникидзе» (1941 года производства), участвовал в Сталинградской битве. На съемках к паровозам тоже относились, как к живым. Режиссер говорил, что они могли злиться, шипеть и сходить с рельсов, а могли быть добрыми и помогать творческой группе. За время съемок железные красавцы поистрепались, поскольку все гонки были реальными. Но бюджета с избытком хватило на капитальный ремонт, так что ни один из этих музейных экспонатов в итоге не пострадал.
Однако главным генератором действия стали все-таки актеры. И половину этой энергии смело можно отнести на счет исполнителя главной роли (Игната) народного артиста России Владимира Машкова. Актер согласился участвовать в картине сразу же, еще не дочитав сценарий.
В результате создал на экране уникальный характерный образ сильного мужика-машиниста со своими странностями, но с особым внутренним кодексом чести. Многие опаснейшие трюки, кстати, снимались без дублеров: Машков сам падал с 20-метровой высоты в ледяную воду, участвовал в гонках паровозов… Однажды чуть не утонул, когда бурные воды реки потянули его на пороги. Примечательно, что актер даже прошел курс подготовки машинистов паровоза, полностью освоил
управление раритетной техникой и даже получил официальное удостоверение. Без сомнения, это говорит об уровне большого артиста, идущего на каждую роль, как на главное дело своей жизни. Более того, режиссер считает Владимира Машкова соавтором фильма, поскольку он вносил много предложений, которые постановщик использовал.
В тандеме с народным артистом нельзя не отметить и другие яркие роли, созданные Аньоркой Штрехель (Эльза), Юлией Пересильд (Софья), Сергеем Гармашом (майор Фишман), Алексеем Горбуновым (Колыванов) и десятком других как известных, так и впервые заявивших о себе актеров. Высшей оценки заслуживает и операторская работа Юрия Клименко. Кроме того, картина прекрасно озвучена, но оценить это можно только в кинотеатре. Некоторые претензии были лишь в отношении монтажа, но редкие нестыковки в кадрах и планах, скорее всего, объясняются большим количеством отснятого материала, который пришлось существенно сокращать. Алексей Учитель признался: «Снимать «Край» было очень тяжело, какой эпизод не возьми».
Режиссера легко понять, ведь по задумке многие сцены требовали предельного накала эмоций, и сохранить этот градус в процессе повторов очень непросто даже для опытных актеров. Но в конечном итоге все сыграло на идею фильма как нельзя лучше: способности человека противостоять тяжелым и подчиняющим себе обстоятельствам, а самое главное – верить в любовь. Только она может спасти, даже когда он на самом краю…
Александр БОГДАН