Качество гарантируют
В локомотивном депо Лунинец практически выполнен годовой план текущего ремонта тепловозов в объеме ТР-1. Из необходимых 126 секций подвижного состава за 10 месяцев здесь обновили 117. За оставшихся полтора месяца коллектив рассчитывает выполнить задание.
Со своей задачей – качественной работой и отсутствием отказов техники – специалисты депо справляются отлично.
– На участок по текущему обслуживанию и ремонту тепловозов ТО-3,ТР-1 поступает собственный подвижной состав в количестве 34 единиц. Это локомотивы М62 и 2М62 всех индексов, ЧМЭ3, ТМЭ1 (в 2014 году парк пополнили четыре такие машины), ТГМ и ТГК, а также аналогичная техника других предприятий магистрали, – рассказывает главный технолог локомотивного депо Лунинец Владимир Лецко. – Мы стараемся соблюдать сроки ремонта и обслуживания, не допускать перепробегов локомотивов. Словом, даем гарантию на стабильную работу подвижного состава после того, как он покинет пределы предприятия.
Как отметил Владимир Сергеевич, для каждого типа подвижного состава определено время, по истечении которого он должен прийти на очередное ТО-3 или ТР-1. Например, техническое обслуживание проводится через 7 тыс. км пробега (или когда локомотив отработает от 15 до 25 суток). Текущий ремонт подразумевает более углубленное техническое обслуживание и, соответственно, проводится реже – спустя 30 тыс. км, или через 2,5 – 3 месяца. Он выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности локомотива. Для этого назначается ревизия, а затем ремонт и замена отдельных деталей, узлов и агрегатов. Также осуществляется их регулировка и испытания, в отдельных случаях и модернизация.
Прежде чем локомотив отправится на ТО-3 и ТР-1, производится его обязательная приемка соответствующей бригадой, которая осматривает все узлы и агрегаты. Специалисты обращают внимание на состояние топливной, водяной, электрической, ходовой и других систем, а также автоматной группы. Они производят дефектовку деталей – определяют, какие пригодны для эксплуатации, а какие необходимо заменить. Далее за дело берутся слесари по ремонту подвижного состава. Костяк составляют опытные люди, которые много лет обслуживают и ремонтируют эту технику. Их труд организуют мастера участка. Один из них – Владимир Крышилович, который пришел в депо в 2012 году и отлично знает свою работу.
– Экипажная часть локомотива – важный узел, которому необходимо уделить особое внимание, – убежден Владимир Мечеславович. – Это колесные пары, тяговые электродвигатели, автосцепные устройства, тормозные рычажные передачи. Каждая деталь требует тщательного осмотра, обслуживания и, если потребуется, ремонта. Нашему коллективу эти задачи по плечу.
Профессионалы-ремонтники электроходовой группы – слесари по ремонту подвижного состава Руслан Вербило, Валерий Герасимчук, Дмитрий Веренич, Александр Лохович, Иван Климчук. За долгие годы работы на предприятии они освоили ремонт и обслуживание различных серий тепловозов. Если возникают сложности, проявят смекалку, но обязательно устранят неполадку.Обслуживание дизельного оборудования тепловоза – не менее важная составляющая ремонта. Специалисты производят замену масла в зависимости от его вязкости и загрязненности в соответствии с заключением химико-технической лаборатории. Также в дизеле регулируют температуру выпускных газов и давление сгорания топлива в цилиндрах, изменяя цикловую подачу топлива и опережение его впрыскивания. На этом этапе обращают внимание на шатунно-поршневую группу, турбокомпрессоры. При необходимости осуществляется регулировка клапанного механизма. С этим комплексом работ отлично справляются Василий Драгунчик (на фото), Николай Петрович, Сергей Арабей.
Специалисты по топливной аппаратуре – слесари Владимир Конопацкий и Федор Коцуба – также знают свое дело от «а» и до «я».
– Мы проводим осмотр и ремонт всережимных регуляторов, обслуживаем либо меняем фильтры тонкой и грубой очистки в зависимости от их состояния, – посвящает в специфику деятельности Владимир Конопацкий. – Также в наши обязанности входит регулировка форсунок.
Текущий ремонт ТР-1 включает широкий перечень операций по обновлению тепловозов. Он выполняется для восстановления основных эксплуатационных характеристик и работоспособности локомотивов. Осматриваются дизель, вспомогательное и электрооборудование, гидропередача, тормозное устройство и экипажная часть (производится диагностика подшипников колесно-моторных блоков).
К примеру, тепловозы с электропередачей по окончании ТР-1 подвергаются тщательным реостатным испытаниям, которые проводятся для проверки функционирования дизель-генераторной установки и регулировки электрической аппаратуры. Также на данном этапе необходима более углубленная проверка топливного оборудования. При помощи различных диагностических систем слесари демонтируют форсунки дизеля и в последующем производят их регулировку. Обязательно меняются воздушные и масляные фильтры.
– Все работы выполняются в двух смотровых канавах, где одновременно могут ремонтировать четыре секции локомотива, – говорит главный технолог Владимир Лецко. – На участке имеется вспомогательное оборудование: кран-балки, домкраты, а моечные машины позволяют качественно очищать детали и экипажную часть техники.
Владимир Лецко трудится в этом локомотивном депо с 1999 года. Его сын Александр тоже железнодорожник, он – оператор дефектоскопной тележки в Барановичской дистанции пути. Владимир Сергеевич досконально знает технологический процесс, большое внимание уделяет экономии материальных и энергетических ресурсов, а также охране труда и технике безопасности. Стенды с соответствующей информацией есть на каждом участке предприятия. В депо сертифицирована деятельность в области охраны труда (СТБ 18001) и охраны окружающей среды (СТБ 14001), имеются соответствующие сертификаты.
Некоторое оборудование для ремонта изготовлено самими работниками. Например, специальное приспособление для подогрева смазки ОСП (применяется для смазки кожухов зубчатых передач). Внедренное около пяти лет назад, оно успешно используется в ходе ТО-3, ТР-1. Еще одна полезная разработка принадлежит коллективу слесарей под руководством мастера Валерия Бурцева – стол для перетяжки жгутов электропроводки. Он позволяет отремонтировать или восстановить проводку согласно электрическим схемам.
В локомотивном депо Лунинец делают все для того, чтобы подвижной состав эксплуатировался надежно, не было отказов в работе технических средств. Это задача каждого специалиста предприятия, которое в прошлом году отметило 135 лет со дня образования.
Юрий ФЕДОРЕНКО