Удивительно, как выразительны
Куклы, созданные в чулочно-скульптурной технике коммерческим агентом станции Пхов Светланой Стельмашонок, получаются удивительно выразительными. Практически у каждой из них есть свой прототип – сказочный герой, любимый артист и даже друзья мастерицы.
На прошедшем недавно в Барановичах дорожном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Ярмарка фантазий» работы Светланы Анатольевны заняли третье место в номинации «Декоративная игрушка». На суд жюри железнодорожница представила легендарную тройку – Балбеса, Труса и Бывалого из фильма «Кавказская пленница». Эти куклы настолько детально проработаны, что в них легко можно узнать любимых актеров. Поражает сходством и другая работа, посвященная Юрию Никулину, в которой железнодорожница воплотила легендарный образ клоуна с собачкой.
Светлана Анатольевна рассказывает, что создание кукол в скульптурно-чулочной технике – это абсолютная импровизация, где нет заранее подготовленных эскизов и выкроек. Главное – фантазия. В чулок набивается синтепон, закрепляется и далее с помощью нити и иголки формируется лицо. Затем добавляются руки, ноги и остальные части тела.
– Изначально непонятно, какое получится лицо. Кукла будто сама подсказывает свой образ, – делится секретами творчества мастерица. – Стежок за стежком, миллиметр за миллиметром – только позже понимаешь, кого она будет напоминать.
Созданием игрушек Светлана Стельмашонок увлеклась несколько лет назад незадолго до Нового года. Признается, что захотела порадовать близких чем-нибудь необычным. Символично, что первой стала кукла Деда Мороза.
– Он был таким симпатичным, что буквально на следующий день я взялась за новую куклу. Так, компанию главному новогоднему персонажу составила Снегурочка, – рассказывает железнодорожница. – Следующей попробовала придать черты реального человека – моей знакомой.
И получилось. Такие игрушки удивляют своей живостью и теплотой. Капрон и синтепон позволяют сделать даже мимические морщины и складки «кожи», ямочки и пухлые щеки, благодаря которым они получаются такими милыми и реалистичными. Работая в этой технике, ощущаешь себя почти скульптором, только лишнее приходится не отсекать, а утягивать.
Как и в любом творчестве, без вдохновения и хорошего настроения никуда. Когда работа спорится, незаметно для себя Светлана Анатольевна может трудиться над куклой несколько часов подряд.
– Нужно тщательно просчитывать пропорции тела и композицию лица, уделить большое внимание деталям, а после сшить одежду и подобрать аксессуары, – раскрывает свои секреты мастерица. – К примеру, куклу «Железнодорожник» я создавала в качестве подарка по фотографии конкретного человека. Сшила фирменный китель с погонами, фуражку с кокардой, а вот пуговицы были настоящие.
Интерес к творчеству Светлана Стельмашонок проявляла с детства. Она хорошо рисовала, рукодельничала, писала стихи, посещала музыкальную школу по классу фортепиано и пела, а еще самостоятельно освоила гитару. После окончания художественного училища работала на фабрике.
– В моей жизни всегда присутствовала и стальная магистраль – родители были железнодорожниками. Папа когда-то работал дежурным по станции Пхов, а мама здесь же много лет трудилась старшим билетным кассиром, – рассказывает собеседница. – Жили неподалеку, и я много времени проводила на станции. Знала расписание всех поездов и нередко под маминым контролем даже вырезала проездные документы.
У меня есть две старшие сестры. Но мама всегда хотела, чтобы именно я связала свою жизнь со стальной магистралью. Когда ее не стало, всерьез задумалась о профильном образовании, чтобы осуществить ее мечту. В 1990 году узнала о вакансии билетного кассира на станции, решила попробовать свои силы. Потом работала старшим билетным кассиром, а позже успешно освоила обязанности оператора при дежурном по станции и заочно окончила гомельский отраслевой техникум. Теперь я – коммерческий агент по транспортному обслуживанию.
Творческих планов у Светланы Стельмашонок много. Сложно сказать, какая техника декоративно-прикладного искусства ей нравится больше. Железнодорожница также пишет картины и сочиняет стихи, в своих работах она любит объединять несколько направлений.
– Порой идею могут подсказать обычные бытовые вещи. К примеру, заметила, что сын в качестве копилки использует стеклянную бутылку из-под гранатового сока. Решила ее украсить. Немного фантазии, подручного материла – и эксклюзивная копилка «Лесовичок» готова, – рассказывает собеседница. – А недавно открыла для себя новый материал – пеноплекс. Он представляет собой плотный спрессованный пенопласт, с которым легко работать. Его я использовала для создания куклы «Каралева Беларускай чыгункі», лицо которой я вырезала из пеноплекса. Затем сшила спецодежду и сигнальный жилет. Получилась очень реалистичная железнодорожница.
Удивительную кукольную красоту Светлана Анатольевна создает и с помощью фоамирана. Это тонкий пористый материал. Главная его особенность – пластичность. Если подержать его около утюга, он начнет плавиться и тянуться, благодаря чему ему можно придавать любую форму. Из фоамирана делают украшения для волос, удивительные и оригинальные елочные игрушки и, конечно, куклы.
В коллекции Светланы Стельмашонок их более 20. Некоторые она подарила друзьям и коллегам. В перспективе железнодорожница мечтает создать домашний музей кукол. В одной из комнат уже обустроила стеллажи, где у каждой будет свое место.
Лидия СЕРГЕЕВА