Январь
Вс
24
2021

Вдохновения великая сила

Природа творчества непостижима. Эту незримую тонкую материю иначе как состоянием души не назовешь. Ведь вдохновением движут не логика и расчет, а некая внутренняя потребность. Она-то и помогла раскрыть особый талант Александра Шаметько – старшего электромеханика ремонтно-ревизионного участка Минской дистанции электроснабжения.
И хотя железнодорожник с 25-летним стажем довольно скромно и даже как-то застенчиво говорит о своих работах, чувствуется, что живопись для него – больше, чем просто увлечение.

Интересно, что все началось не с детства, как это часто бывает. Нет, не было в нем кружков по рисованию, не тянуло руку к кисти. Но зато окружала природа. Да еще какая! Пусть и не круглый год, а только каникулы Саша неизменно проводил в деревне у бабушки в Витебской области. Всегда с нетерпением ждал того момента, когда родители из Минска увезут его в этот манящий простором мир сельской жизни, полный красок и новых впечатлений. А там было все то, что не способен дать город! Это чудесный лес, ягоды и грибы, купание и рыбалка, помощь бабушке по хозяйству и много новых друзей. Детский рай на Земле. Он в сердце железнодорожника и сейчас, когда ему уже 61. Эта Вселенная Природы живет и дышит в его невероятно теплых картинах.
Толчком к творчеству, можно сказать, послужила случайность. Уже состоявшийся на дороге 33-летний высококлассный специалист и замечательный семьянин был с женой в Москве. На Арбате его очень впечатлила одна из работ торговавшего своими полотнами прямо на улице художника. Что-то было в ней из красок детства – ярких, незатейливых, но глубоких. Пейзаж разбудил то, что ждало своей поры. Супруги приобрели картину, и уже дома Александру Дмитриевичу пришла в голову шальная мысль: а не попробовать ли самому?.. Сейчас он вспоминает об этом с улыбкой, отдавая дань порыву, но искренне критикуя свою самоуверенность дилетанта или даже варвара в изобразительном искусстве.
– Я быстро понял, что без знания каких-то элементарных азов в этой сложнейшей области вообще ничего не получится, – рассказывает Александр Дмитриевич. – Но желание перенести что-то свое на холст не пропадало. Благо, у меня сосед – профессиональный художник с соответствующим образованием, преподаватель. Он мне и помог: объяснил принцип подбора кистей, работы с ними, технику смешивания и нанесения красок и много других необходимых деталей. И я стал пробовать свои силы. Конечно, первый блин, как водится, вышел комом. Хотя я в картину вложил много энергии и старания. Сейчас броскую наивность этого пейзажа с оранжевым небом вспоминаю с улыбкой. Интересно, что некоторым знакомым он понравился. Да, там многое было от души, но над техникой и композиционной целостностью предстояло работать. Я это чувствовал интуитивно. Но главное, что магнетизм, притяжение к творчеству почему-то только усиливалось. Помню, сколько места занимали холсты, рамки и пробники в нашей тогда однокомнатной квартирке. Единственный стол, из-за отсутствия мольберта, тоже пришлось «оккупировать»…Сегодня Александр Шаметько является автором более 300 работ. Его великолепные пейзажи не только с радостью подарены друзьям и знакомым, но и стали настоящими частичками искусства в интерьерах многих кабинетов Минской дистанции электроснабжения. Их можно найти у работников не одного подразделения дороги. И каждая композиция по-своему неповторима. Во-первых, удивляют техничность их исполнения, невероятная скрупулезность в прорисовке деталей и оттенков, придающих живую реалистичность. Но самое главное – та авторская волна видения первозданной красоты природы, которая обволакивает, греет душу и, без всякого преувеличения, заставляет хоть на миг просто раствориться в ней. Не зря некоторые картины Шаметько приобретены даже ценителями изобразительного искусства. При этом Александр Дмитриевич в силу врожденной скромности практически ни разу не участвовал в каких-либо выставках, публичных смотрах. К примеру, только благодаря настойчивости коллег его работы, в сюжетах которых присутствует железнодорожная тематика, в 2008 году попали на дорожный конкурс рисунков «Моя родная магистраль». И сразу было завоевано первое место в номинации «На поезде по родному краю».

Внучка Александра Шаметько – 8-летняя Варя со своей работой

Интересно, но при упоминании слова «художник» Александр Шаметько сразу поправляет: «Я не художник, я – любитель». Так может говорить человек, знающий и понимающий, что такое профессионализм в любом деле. А уж в своей профессиональной сфере – железнодорожной – он мастер, каких поискать. Об этом знают все, кто трудится с ним на участке и в дистанции в целом. Как очень доброго, отзывчивого человека и опытнейшего специалиста характеризует Александра Дмитриевича заместитель начальника Минской дистанции электроснабжения по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Ольга Калюко:
– Он из тех людей, которые сами себя никогда не похвалят, – говорит Ольга Владимировна. – Обходительный в жизни и безотказный в работе мастер, на которого всегда может положиться его непосредственный руководитель – начальник ремонтно-ревизионного участка Андрей Драгун. Александр Шаметько еще и замечательный наставник. Не каждому дано умение объяснить, научить других. А он, помимо художественного, обладает и таким даром. Он подготовил целую плеяду молодых электромехаников, пополнивших ряды высококлассных специалистов. Александр Дмитриевич не единожды был поощрен, имеет Благодарность начальника Белорусской железной дороги. Он всегда выручает при проведении каких-либо мероприятий, когда нужно нарисовать, к примеру, плакат или что-то красочно оформить. А еще не раз участвовал в спортивных турнирах, любит ходить на лыжах. Александр Дмитриевич очень ценит творчество Владимира Высоцкого, сам хорошо играет на гитаре и поет. Одаренный во всех смыслах человек, с которым предприятию нелегко было бы расстаться.
В Минскую дистанцию электроснабжения герой публикации пришел в 1995 году. До этого в его биографии была служба в армии, окончание Минского радиотехнического техникума и работа на заводе «Горизонт». Когда это крупное предприятие стали расформировывать, Александр Шаметько перешел на железную дорогу. Прекрасно разбираясь в радиотехнике, будучи очень ответственным человеком, он сразу отлично вписался в круг самых востребованных специалистов. Работал электромехаником, а с 2012 года возглавил группу телеуправления ремонтно-ревизионного участка, став старшим электромехаником. Его работа постоянно связана с выездами. Ведь сложные системы телеуправления необходимо обслуживать. Вот и сейчас общение происходит в коротких промежутках между поездками мастера.
– Да, моя работа требует знаний и точности. Вроде справляюсь, – скромно шутит собеседник. – А творчество как бы дополняет тебя изнутри, дает разрядку. Вдохновение – великая сила. Картины – это просто мой взгляд на внешний мир, в котором столько глубоких оттенков. Очень люблю осень, бабье лето. А как притягательна зима! Вот иду ли на лыжах или еду на велосипеде, иду пешком, впечатлил вид, затронул – останавливаюсь, фотографирую, а потом пробую передать в красках на холсте. Когда получается, я счастлив. Конечно, часто привносишь собственные штрихи, как бы подчеркивая цельность и идею природного сюжета. Иногда на композицию уходит рекордно мало времени, но бывает, что возвращаешься к одной и той же картине годами…
Главным критиком работ Александра Шаметько, как он сам признается, является его жена Елена (кто еще разрешил бы использовать в свое время единственный в квартире стол в качестве мольберта?). Супруги вместе постоянно посещают различные выставки, галереи, музеи. По словам собеседника, это тоже дает большой заряд вдохновения. А еще это учеба и полезный опыт. У них двое взрослых детей и двое замечательных внуков. Любимая внучка Варя сама по себе уже является шедевром для дедушки. Он не нарадуется, что 8-летняя девочка проявляет очень живой интерес к живописи.
– Кисть в руки она взяла в два годика! – делится Александр Дмитриевич. – Мы часто рисуем вместе. У нее, как мне кажется, очень неплохо получается. Некоторые работы Варьки особенно радуют. Может все-таки есть что-то наследственное… Кстати, сейчас из-за большой занятости на работе, а отчасти и ввиду возраста, я стал уделять творчеству гораздо меньше времени. Даже краски иногда высыхают… Но именно внучка дает стимул для вдохновения. И так здорово, когда обе наши руки тянутся к кисти. Ведь самое главное, чтобы не пересыхали другие краски – те, которые в душе.

Александр БОГДАН

Яндекс.Метрика