Под перестук колес вагонных…
Железная дорога не отпускает ее всю жизнь: перестук колес звучит фоном, она уже и не замечает его. Помнит, когда была совсем маленькая, отец просыпался посреди ночи, брал фонарь и шел на работу – трудился обходчиком путей. Дед Федоры Манёнок тоже был железнодорожником. Получается, что три сына нашей героини – профессионалы в четвертом поколении…
Федора Михайловна отработала на магистрали 34 года. И все это время посвятила станции Друть Могилевского отделения. Приехала туда вслед за мужем-железнодорожником в 1973-м. Сперва была приемосдатчиком груза и багажа, потом билетным кассиром, дежурным по станции. В 1987 году стала начальником станции, в этой хлопотной должности трудилась 20 лет.
– Забот и, правда, хватало, – с ностальгией вспоминает то время Федора Манёнок. – Движение поездов было очень интенсивным – ну просто нескончаемый поток! Причем и пассажирских, и грузовых. По дороге везли и лес, и зерно, и комбикорма… Поездки по железной дороге пользовались спросом – свободные места в вагонах были редкостью. Я работала, что называется, 24 часа в сутки – порой без выходных и праздников. Спасибо сыновьям, которые помогали по хозяйству. Мы держали кур, свиней, корову. Младший, к примеру, чтобы взять мамины заботы на себя, даже буренку научился доить.
Когда Федора Манёнок приехала на новое место работы, там было еще послевоенное деревянное здание станции, в котором размещался медпункт. А недалеко от путей стояла водонапорная башня. Ее снесли лет десять назад, о чем Федора Михайловна очень сожалеет. Говорит, что ее можно было бы отреставрировать, вдохнуть новую жизнь, как это было сделано на многих других станциях. Понять Федору Манёнок можно: для нее это не просто сооружение, а приятные воспоминания, а значит, и часть жизни.
…Работу железнодорожников всегда высоко ценили – до сих пор в домашнем архиве Федоры Михайловны хранятся грамоты от руководства Могилевского отделения. А еще ей перед выходом на пенсию в качестве подарка вручили форменную одежду. Она и сейчас ей очень к лицу. Темно-синее пальто и ярко-красная пилотка мысленно переносят ее на десятилетия назад…
В те годы работники станции не только трудились на славу, но и старались вместе отдыхать, выбираться в лес на шашлыки. И обязательно в первое воскресенье августа. И поныне для Федоры Михайловны главный праздник – День железнодорожника. Она давно на заслуженном отдыхе, но связь с магистралью поддерживает очень тесную.
– На станции до сих пор работают мои ученицы, я рада, что коллектив пополняется молодежью. Не понаслышке знаю, как непросто трудиться на магистрали, поэтому всегда готова поддержать добрым словом и советом нынешнего руководителя станции Нину Кононович, – говорит Федора Михайловна.
Героиня публикации очень благодарна железной дороге. Отмечает, что о ветеранах здесь никогда не забывают: поздравляют с праздниками, по возможности поддерживают материально, поправить здоровье можно в отделенческой здравнице, а еще оформляют подписку на отраслевую газету.
Сегодня железнодорожница живет одна. Но одинокой себя не чувствует: сыновья приезжают часто и во всем помогают. С гордостью женщина говорит и о своих внуках – пятерых мальчиках и девочке. На зиму Федора Михайловна заготовила и соленья, и варенье. Но все-таки праздно проводить время не в ее характере. Когда у местных, деревенских жителей, возникают проблемы, они хорошо знают: нужно обращаться к Фене! Так уважительно и ласково зовут женщину соседи. Она первая и пока бессменная староста деревни под названием Станция Друть с 2008 года. В новой ипостаси чувствует себя комфортно. И немудрено: на протяжении многих лет она возглавляла профессиональный коллектив. Руководить им было непросто, но решать вопросы Федора Манёнок научилась отлично! Это умение пригодилось и в общественной работе. Женщина старается всех выслушать и помочь. По-другому не может – к чужой беде неравнодушна.
– Признаюсь честно: пора бы уже «со старост на пенсию», – шутит Федора Михайловна. – Но остались еще две несбывшиеся мечты. Так что придется потрудиться. Во-первых, в холодный период возникает проблема с очисткой дорог от снега. Прошлая зима выдалась нетипичной, теплой, но кто знает, что будет дальше? Вот бы системно организовать на эту работу коммунальников! Местные жители такую услугу, естественно, оплачивали бы. Во-вторых, буквально в нескольких метрах от железнодорожной станции находится станция автобусная. Она представляет собой открытую площадку с сиротливой лавочкой. Пассажирам от непогоды даже укрыться негде. От железнодорожной станции, где есть навес, бежать к остановке далековато. Вот было бы хорошо, если бы автобус подъезжал ближе к оборудованному месту ожидания для пассажиров!
…От печи в доме исходит приятное тепло. В углу на кресле сладко урчит кот. Федора Михайловна занавешивает окна – уже смеркается. Но засыпать готовятся только соседи, жители деревни. Станция же продолжает работу. Проносятся мимо поезда. Разрывают сонную тишину деревни протяжные сигналы подъезжающих составов… И так – всю жизнь.
Лилия АПАРОВИЧ