Январь
Вт
26
2021

На защите жизни и здоровья

Вопросы охраны труда, промышленной и электробезопасности, а также сохранения здоровья работников отрасли рассмотрели участники дорожного совещания, прошедшего в режиме видеоконференции под председательством заместителя главного инженера Белорусской магистрали Геннадия Глевицкого.

Открывая мероприятие, он подчеркнул важность вынесенных на обсуждение тем. Они всегда были
в приоритете на дороге, но в текущем году, в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, приобрели особую актуальность. Заострив внимание на проблеме производственного травматизма, Геннадий Владимирович обозначил два перспективных направления сокращения числа несчастных случаев и предпосылок для них. Это усиление ответственности руководителей за нарушения в организации работы персонала, а также повышение качества обучения железнодорожников безопасным приемам и методам труда. От профильных специалистов Геннадий Владимирович потребовал слаженности действий в данной области на всех уровнях, активного поиска и внедрения новых подходов к совершенствованию работы по охране труда.
Однако прежде чем двигаться вперед, необходимо проанализировать, что уже сделано, подвести итоги. Подробный отчет о состоянии производственного травматизма в 2019 году и за прошедший период 2020-го представил начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Юрий Гимро. Он проинформировал о том, что в прошлом году на Белорусской железной дороге произошло 13 несчастных случаев, пострадали 15 человек, из них 1 сосмертельным и 6 с тяжелым исходом (в 2018-м – 14 несчастных случаев, из них 7 с тяжелым и 2 со смертельным исходом). Ситуация ухудшилась в Могилевском отделении. Основными причинами стали нарушения потерпевшими требований охраны труда и их личная неосторожность (60%), невыполнение руководителями обязанностей по охране труда (15%), дорожно-транспортные происшествия (25%).
В 2019 году организациями Белорусской магистрали затрачено на выполнение мероприятий по охране труда 7,4 млн. руб., повысили квалификацию 5,3 тыс. работников, выдано 1,2 тыс. предписаний, привлечены к дисциплинарной ответственности 68 железнодорожников, изъято 889 талонов-предупреждений из удостоверений по охране труда, 223 человека направлены на внеочередную проверку знаний.
В нынешнем году состояние охраны труда на дороге ухудшено: завершены расследования и приняты к учету 14 несчастных случаев на производстве, из них 1 со смертельным и 6 с тяжелым исходом. Количество пострадавших выросло в Барановичском, Витебском и Минском отделениях, на предприятиях «Ремпуть» и «Белтрансавтоматика», в Центре механизации путевых работ и транспортно-логистическом центре «Минск». Сложная ситуация в локомотивном хозяйстве, хозяйствах пути, грузовой работы и внешнеэкономической деятельности. Юрий Александрович обратил внимание на явные упущения со стороны руководителей на местах в вопросах охраны труда, что обусловило 30% несчастных случаев (вдвое больше, чем в 2019-м). Для усиления контроля за соблюдением персоналом требований по охране труда, повышения ответственности руководителей и специалистов в некоторых отделениях и хозяйствах вводились особые режимы работы. «Но не все проявили должную принципиальность в данных вопросах, – подчеркнул Юрий Гимро. – Где-то пришлось вводить особый режим дважды. Всем организациям, в особенности там, где произошли несчастные случаи, необходимо тщательно проанализировать работу, проводимую по охране труда, принять дополнительные меры по недопущению подобных фактов».
он напомнил также о том, что в этом году заканчивается срок реализации подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 – 2020 годы. Мероприятия, включенные в этот раздел, выполнены организациями Белорусской железной дороги в полном объеме.
Так, в 2019-м приведено в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов 229 рабочих мест, улучшены условия труда еще на 179. Количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в 2019-м снизилось на 375 (или на 2,3%), в 2020-м – на 216 (2,2%). На дороге проводится планомерная работа по оформлению стендов, кабинетов по охране труда, на тематических семинарах особое внимание уделялось культуре производства, новой концепции «Нулевой травматизм». Приведена в соответствие с установленными требованиями нормативная база, разработаны и внедрены локальные нормативные документы по охране труда.
В своем выступлении Юрий Александрович остановился на работе, которая в настоящее время проводится специалистами его службы и Главного расчетного информационного центра по модернизации программного обеспечения Единой корпоративной интегрированной системы управления финансами и ресурсами Белорусской железной дороги (ЕК ИСУФР) в части создания подсистемы «Охрана труда и контроль промышленной безопасности».
В системе ЕК ИСУФР появится рабочее место инженера по охране труда, где будут сконцентрированы все сведения о работнике, нарушениях, проверке знаний, инструктажах, информация по промышленной безопасности и т. д. Все данные будут сосредоточены в одном месте.
– За прошедший период сделано немало, но нам все еще есть к чему стремиться, – отметил в завершение Юрий Гимро.
– В следующем году будут применены новые подходы к организации работы, специалисты нашей службы будут более плотно курировать вопросы обеспечения охраны труда, промышленной и электробезопасности в отделениях.
Он также озвучил итоги дорожного смотра-конкурса на лучшую организацию по охране труда, культуре производства и благоустройству территории за 2019 год. Среди отделений первое место у Гомельского, второе – у Минского, третье – у Брестского, среди организаций победу празднует коллектив УП «БЕЛЖЕЛДОРСНАБ», серебро – у ПМС-116 (с этого года входит в «Ремпуть Белорусской железной дороги»), бронза отдана коллективу государственного предприятия «БТЛЦ». Кроме того, лучшим на дороге было признано рабочее место приемосдатчика груза и багажа станции Минск-Пассажирский. Юрий Александрович поздравил победителей и призеров, а остальным настоятельно порекомендовал брать с них пример.
О состоянии промышленной и электробезопасности в организациях Белорусской железной дороги проинформировал первый заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Сергей Посудневский. Он проанализировал причины инцидента, допущенного при эксплуатации потенциально опасного объекта в июне текущего года, отметив, что вины железнодорожников не установлено. Рассказал о действующей на дороге нормативной базе, о плюсах использования автоматизированных систем, позволяющих своевременно проводить технические освидетельствования, диагностирование, осмотры потенциально опасных объектов, а ответственным специалистам – повышать свою квалификацию и уровень знаний. Отметил вклад экспертов Конструкторско-технического центра, имеющих лицензию на проведение диагностики потенциально опасных объектов. Сергей Сергеевич представил подробный разбор несчастных случаев, произошедших при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и в результате воздействия электрического тока. Отметил недостаточность предпринятых мер по исправлению ситуации. Например, несмотря на положительные результаты опытной эксплуатации комплектов специальной одежды и обуви от наведенного напряжения и термических рисков электрической дуги, на сегодня ни одна из дистанций электроснабжения не обеспечена ими в полном объеме. Требует внимания вопрос сокращения сроков разработки типовых технологических карт на производство работ в электроустановках напряжением выше 1000 В.
В своем выступлении Сергей Сергеевич также отметил, что помимо непосредственно мониторингов служба охраны труда и промышленной безопасности проводит работу по созданию различных обучающих материалов (наглядных пособий, памяток и фильмов), в том числе по электро- и промышленной безопасности.
Более подробно о совершенствовании нормативно-правовой базы на Белорусской железной дороге рассказал заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Игорь Короткевич. Он также обратил внимание, что в отраслевых службах имеется ряд нормативных документов по вопросам охраны труда, которые необходимо актуализировать в связи с изменениями, произошедшими в законодательстве (это касается как правил по охране труда, так и инструкций по отдельным профессиям и видам работ).
Далее участники совещания заслушали отчеты представителей ряда служб и главных инженеров отделений, где были допущены несчастные случаи на производстве, о принятых мерах по искоренению предпосылок для травмирования людей.
Об актуальных вопросах охраны здоровья на Белорусской железной дороге, проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки рассказала начальник отдела охраны здоровья службы охраны труда и промышленной безопасности Ольга Лебедева. Она отметила, что на магистрали всегда большое значение уделялось сохранению профессионального долголетия работников отрасли. Укрепить здоровье и одновременно пройти необходимые обследования они могут в санаториях и оздоровительных центрах магистрали, где действуют кабинеты ультразвуковой и функциональной диагностики. Ежегодно здесь отдыхают порядка 15 тыс. железнодорожников и членов их семей. Однако в 2020-м из-за сложившейся ситуации с пандемией COVID-19 число посетителей снизилось на 20%. Для предотвращения распространения коронавирусной инфекции на дороге создан штаб, принят комплекс мер профилактики, качество реализации которых находится на особом контроле.
– Непростой во многих отношениях 2020 год стал определенной проверкой на прочность, но, несмотря на все сложности, работу по охране труда необходимо продолжать, – подчеркнул в завершение Юрий Гимро. – Инвестиции в обеспечение безопасных условий труда позволяют избежать человеческих страданий и защитить самое ценное, что у нас есть, – жизнь, здоровье и благополучие.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика