Центр управления прогрессом
За год, прошедший с момента торжественного ввода в промышленную эксплуатацию Центра управления перевозками Белорусской железной дороги, там многое изменилось, расширились функциональные возможности технических средств, внедрены новые технологии, повысился профессиональный уровень диспетчерского персонала. Развитие этого комплекса создает дополнительные предпосылки для повышения эффективности работы стальной магистрали.
Опытная эксплуатация ЦУПа началась 2 декабря минувшего года. А 19-го числа состоялась торжественная церемония ввода его в промышленную эксплуатацию. Она прошла с участием премьер-министра Беларуси Сергея Румаса, а также представителей министерств и ведомств. Такое внимание стало свидетельством значимости данного объекта не только для дороги, но и всей страны.
– ЦУП – это сердце, мозг Белорусской железной дороги, фундамент для дальнейшего развития как технологического комплекса магистрали, так и укрепления транспортных связей между предприятиями республики, совершенствования услуг в интересах пассажиров и грузовладельцев, – заявил на открытии начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов.
И для такой оценки были веские основания. Ведь ЦУП – это цифровой технологический комплекс, который призван обеспечить управление процессом перевозок и работой инфраструктуры Белорусской железной дороги. Этот объект оснащен по последнему слову техники. Здесь реализованы уникальные современные разработки – технологии диспетчерской и микропроцессорной централизации, которые позволяют персоналу Центра удаленно управлять движением поездов и мониторить инфраструктуру на всем полигоне дороги. Прежде ЦУП размещался в здании Управления дороги. Но имеющегося пространства было недостаточно. Переезд в новое здание расширил потенциал развития.
Рабочее место поездного диспетчера в операционном зале оборудовано рядом автоматизированных систем, позволяющих обеспечивать и контролировать управление движением поездов на участке. Важнейший элемент оснащения – информационное табло коллективного пользования площадью почти 80 кв. метров. Оно состоит из 64 мониторов, имеет высокую степень разрешения, что создает комфортные условия для диспетчерского персонала. Также среди преимуществ такой «видеостены» – наличие нескольких режимов отображения информации и возможность их быстрого переключения. Это позволяет оперативно оценивать функционирование дороги в целом, вырабатывать необходимые управленческие решения.
– Центр управления перевозками продолжает развиваться, совершенствоваться, – рассказывает его начальник Федор Шуленков. – Постепенно внедряются передовые автоматизированные системы, создаются условия для перевода на управление из ЦУПа еще нескольких диспетчерских участков.
В 2020 году, в частности, на диспетчерских участках Осиповичи – Гомель и Барановичи-узел внедрили автоматизированную систему «График исполненного движения поездов «Неман». Кроме того, приступили к промышленной эксплуатации «Автоматизированного управления движением поездов» на линии Витебск – Езерище (в ближайшее время еще и Витебск – Могилев). Начали применять «Электронный телетайп», в опытном режиме – «Анализ графика движения поездов» и подсистема «Ввод причин опоздания поездов» (Минск – Гудогай).
В следующем году эти и другие комплексы и программы будут применяться и на других участках стальной магистрали. Анонсируются и новинки. Среди них – прототип «Голосовой ассистент поездного диспетчера ЦУП», сетевая версия журнала формы ДУ-58, «Лицевой счет поездного диспетчера».
В первом-втором квартале 2021-го к ЦУП должны подключить два новых круга: участки Калинковичи-узел и Рогачев – Житковичи. С учетом этого их число в центре увеличится до 15.
Для обучения, отработки практических навыков, контроля знаний, повышения уровня квалификации диспетчерского персонала в Центре действует учебный класс. Он оснащен автоматизированными системами, позволяющими оттачивать навыки организации перевозочного процесса в режиме реального времени с целью эффективного, быстрого и грамотного принятия верных решений.
ЦУП возведен по проекту специалистов государственного предприятия «Институт «Белжелдорпроект». Заранее были предусмотрены и резервы для дальнейшего развития.
В нем сконцентрированы локальные вычислительные ресурсы и сети, а также оперативно-технологическая связь. При проектировании серверного оборудования Центра применена новая структура построения сети, соответствующая современным техническим решениям с минимумом оборудования и потребляемой мощностью. В то же время она имеет большие вычислительные мощности, позволяющие в перспективе реализовывать более масштабные задачи.
Важнейшую роль в этой работе играют специалисты Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги. Как они поясняют, централизация в ЦУПе технических средств и оперативно-диспетчерского персонала позволили отказаться от большого количества локального оборудования, которое ранее было установлено по всей дороге. При этом сократилось количество диспетчерских кругов и начался поэтапный переход от участковых моделей управления процессами перевозок к полигонным и дорожным технологиям. Белорусская магистраль уверенно взяла курс на широкое применение цифровых технологий в организации и управлении перевозками грузов и пассажиров. Цель – появление цифровой железной дороги на основе преимущественно отечественных программных и программно-технических решений с целью автоматизации технологических процессов перевозок и создания наиболее благоприятных условий для пользователей услугами железнодорожного транспорта.
– Аккумулирование в центре технических средств по управлению движением позволило повысить производительность используемого оборудования как минимум на 25% и почти в два раза сократить издержки на его эксплуатацию, – отмечают в КТЦ. – С течением времени более оперативно стали решаться вопросы организации движения поездов, маневровой работы, безопасности движения, обеспечение подвижным составом грузоотправителей. В полном объеме удовлетворяются потребности клиентов по перевозке грузов для устойчивого функционирования предприятий Беларуси.
В ЦУП организована работа сменных инженеров нескольких служб: пассажирской, вагонного хозяйства, пути, сигнализации и связи. Скоро к ним присоединятся специалисты службы безопасности движения и локомотивного хозяйства. Их основная задача – мониторинг состояния технических средств и подвижного состава, выявление нарушений и их своевременное устранение. Деятельность же представителей пассажирского, вагонного и локомотивного хозяйств будет сконцентрирована на оперативном управлении подвижным составом, недопущении выхода на линию техники с нарушениями в узлах и агрегатах, а также на выявлении предотказных состояний при безусловном обеспечении безопасности перевозок пассажиров и грузов.
Активно разрабатывались и внедрялись автоматизированные системы дорожного уровня, освобождая диспетчерский персонал ЦУПа от рутинной работы, связанной с набором маршрутов приема, отравления и проследования поездов, переводом стрелок и сигналов. Эти функции берет на себя техника, а человек может больше времени уделить планированию поездной работы и организации грузоперевозок на вверенном полигоне.
– Автоматизация затрагивает процессы на всех этапах: начиная от получения, обработки, отображения исполненных данных и заканчивая элементами планирования работы дороги в целом, а также исполнением плана с последующим анализом, – обращают внимание в КТЦ.
Открытие ЦУПа помогло на качественно новый уровень вывести и систему управления устройствами электрификации и электроснабжения. После перевода диспетчеров из здания Управления дороги в новый комплекс были созданы условия для формирования дополнительных кругов, расширения охвата полигона магистрали.
В частности, уже сформирован диспетчерский участок Барановичи – Брест. Кроме того, в энергодиспетчерской зарезервированы рабочие места для организации еще трех кругов. Один из них может быть создан, например, после ввода в эксплуатацию новых электрифицированных участков. В частности, среди обсуждаемых проектов – электрификация участка Калинковичи – Лунинец – Барановичи.
В частности, внедрена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система ведения графика исполненного движения (ГИД «Неман») на диспетчерских участках Барановичи-узел и Осиповичи-узел. В промышленную эксплуатацию принята система акустического зондирования (САЗ) на участке Дубравы – Молодечно – Сморгонь по выявлению дефектов колес подвижного состава и излома рельсов. Примечательно, что контроль дефектов колесных пар ведется непрерывно. Вся информация в режиме реального времени поступает в пункт технического обслуживания и передается соответствующим специалистам по контролю средств инфраструктуры. В следующем году планируется расширить перечень контролируемых параметров верхнего строения пути и подвижного состава, а также разработать систему комплексного отображения информации по выявленным нарушениям для дежурного персонала эксплуатационных подразделений дороги.
Внедрение универсального коммуникационно-навигационного блока (УКНБ) на локомотивах позволило точно определять время начала и окончания движения поезда, проследования оси станции. Этот показатель повысил достоверность графика исполненного движения. Получение таких данных используется для централизованного решения вопросов, касающихся расчета и контроля энергопотребления на тягу поездов.
Кроме того, на станции Минск-Сортировочный идет подготовка к вводу в промышленную эксплуатацию системы технического зрения (СТЗ). В оперативном режиме она позволит идентифицировать составы и отдельные вагоны для ускорения процессов формирования, расформирования и отправления поездов. Это, в свою очередь, улучшает планирование поездной работы и ее выполнение, а также сократит эксплуатационные издержки.
Введена в промышленную эксплуа-тацию и система формирования актуального расписания движения поездов (АРДП). Она позволяет формировать актуальное расписание всех типов поездов на заданные сутки с учетом корректировок нормативного графика, периодичности курсирования, вариантных графиков, назначения и отмен поездов. База АРДП обеспечивает передачу актуальных данных причастным специалистам от поездного диспетчера до борта локомотива с помощью того самого УКНБ. Актуальное расписание становится основой для составления планового графика на заданный период.
Поэтапно внедряется система автоматического управления движением поездов (АУДП), которая обеспечивает формирование поездных маршрутов на станциях с диспетчерским управлением в соответствии с заданным плановым графиком с безусловным обеспечением безопасности движения поездов.
В Гомельском отделении тестируется система автоведения электропоездов. Ее цель – определить наиболее оптимальные режимы вождения строго по расписанию, расчет рациональных и фактических расходов ТЭР на конкретную нитку расписания.
В автоматическом режиме осуществляется и анализ графика исполненного движения (АГИД). В настоящее время система находится в опытной эксплуатации на участке Минск – Молодечно – Гудогай. В рамках ее развития и расширения полигона применения появится возможность оперативно информировать пассажиров о реальном времени прибытия поездов и их отправлении.
Завершается разработка системы поддержки действий дежурного по станции в нестандартных ситуациях. Ее предполагается установить и на рабочие места оперативно-диспетчерского персонала ЦУПа для совершенствования приема, отправления и пропуска поездов на станциях в условиях нарушения нормальной работы технических средств.
Таким образом, как отмечают специалисты, деятельность ЦУП и широкое внедрение автоматизированных систем значительно повышают эффективность управления движением и инфраструктурой, выводят на новый уровень качество услуг по перевозке пассажиров и грузов.
Руслан АНАНЬЕВ