Январь
Пн
18
2021

Всегда готова помочь

Более 30 лет трудилась на Белорусской магистрали ветеран Жлобинской дистанции сигнализации и связи Прасковья Кулешова. Не так давно она отметила 90-летний юбилей.

Будущая железнодорожница родилась в небольшом селе Кевдо-Мельситово Пензенской области, которое расположено в нескольких десятках километров от села Тарханы (ныне Лермонтово) – бывшего имения бабушки Михаила Лермонтова, где прошли детские и отроческие годы великого поэта. В семье Ефима и Ксении Аристовых подрастали три дочери. После смерти главы семьи в 1939 году забота о детях целиком легла на плечи Ксении Ивановны. Она работала в колхозе звеньевой, была передовиком, имела медаль «За трудовую доблесть».
– Чтобы помочь маме, я бросила школу и устроилась в колхоз, – рассказывает Прасковья Ефимовна. – В те годы нам довелось многое пережить, однако мы выстояли. В конце 1940-х я перешла на почту, где был установлен коммутатор на десять номеров. Работать со связью мне очень понравилось, поэтому, когда на заводе в райцентре появилось место телефонистки, без раздумий согласилась.
В 1952 году Прасковья вместе с мамой переехала в Украину – к старшей сестре Елене в Тернополь. Там она работала статистом в обкоме партии, училась в вечерней школе. После ее окончания поступила в львовское отраслевое училище (сейчас техникум). «Только там нашла специальность, которая была по душе», – объясняет собеседница. Получив диплом техника-электрика проводной связи с отличием, попросила распределить ее на Белорусскую магистраль.
– Когда в 1957-м приехала в Минск, была под большим впечатлением. После Львова с его узкими улочками, светлый город с широкими проспектами мне понравился, – вспоминает Прасковья Ефимовна. – В Управлении дороги меня направили в Гомельское отделение, а оттуда – в 12-ю дистанцию сигнализации и связи в Жлобин. Хорошо помню, что сразу там еще были коммутаторы местной и дальней связи, а позже построили уже автоматическую телефонную станцию. Телеграфисткой на дальней работала Раиса Гельберт, удостоенная знака «Почетному железнодорожнику». Она пользовалась уважением в коллективе, была добрым и отзывчивым человеком, поддерживала меня и помогала. Как и инженер Нина Николаевна Цирук, за что я им всю жизнь благодарна.

Во время работы в Жлобинской дистанции сигнализации и связи (героиня публикации – в центре)

В дистанции Прасковья Ефимовна начинала электромонтером связи. Сразу обслуживала аппараты системы Морзе, затем на предприятие стали поступать буквопечатающие телеграфные аппараты СТ, различные высокочастотные многоканальные устройства. Очень быстро трудолюбивая и старательная девушка стала электромехаником, затем старшим электромехаником линейно-аппаратного зала (ЛАЗ), а после и Дома связи. В 1974-м она прошла курсы повышения квалификации в Ташкентском ордена Трудового Красного Знамени институте инженеров железнодорожного транспорта (сейчас Ташкентский государственный транспортный университет), освоив профессию старшего инженера ЛАЗа. Полученные знания и немалый опыт стали хорошим стимулом к рационализаторской деятельности. В дистанции она была в числе лучших связистов, а предложенные ею идеи помогли усовершенствовать технологический процесс. Была Прасковья Ефимовна и общественным инспектором. Дважды женщину избирали депутатом Жлобинского городского Совета депутатов. Состояла она и в активе совета ветеранов предприятия: вместе с коллегами посещала на дому неработающих пенсионеров, поздравляла их с праздниками, организовывала вечера. Сама Прасковья Ефимовна ушла на заслуженный отдых в 1988-м. Она – отличник и победитель социалистического соревнования на железнодорожном транспорте, дважды награждена знаком «Отличный работник Белорусской железной дороги», отмечена медалью «Ветеран труда».
– Мама как была активной, так и осталась, несмотря на свой почтенный возраст, – отмечает дочь Прасковьи Кулешовой Наталья. – общительная, постоянно на телефоне, поддерживает дружеские отношения с бывшими коллегами и советом ветеранов дистанции, до этого года была постоянной участницей отчетно-выборного собрания.
Семья Прасковьи Ефимовны большая: трое детей, столько же внучек и шестеро правнуков. Дочь и сыновья по стопам родителей-железнодорожников не пошли. Глава семьи Михаил Александрович работал в локомотивном депо Жлобин сначала кочегаром, а затем машинистом.
С Прасковьей они познакомились в общежитии. Мужчина покорил ее своей непростой судьбой: в 44-м его, подростка, немцы угнали в Германию на работу, где он пробыл до конца войны. Вместе супруги прожили 52 года. В 2010-м Михаила Александровича не стало.
– Любимым семейным праздником был День железнодорожника. Как мы его отмечали! – говорит дочь ветерана Наталья. – жили в доме, квартиры в котором давали только работникам дистанции. На профессиональный праздник собирались семьями и ехали отдыхать на природу, на Днепр. Было очень весело и интересно. Все остальные торжества справляли такой же дружной компанией во дворе. До сих пор с радостью вспоминаю те посиделки.
Отложились они в памяти и Прасковьи Ефимовны. К слову, ветеран ее тренирует каждый день: периодически разгадывает кроссворды, читает много книг и газет, заучивает наизусть стихи. Среди любимых поэтов – Михаил Лермонтов и Александр Пушкин. В прозе предпочтение отдает историческим романам. Она все так же прямолинейна в своих высказываниях, не терпит несправедливости, всегда готова помочь советом, к которым на предприятии прислушиваются.
– Коллектив у нас всегда был хороший и дружный, все помогали друг другу, поддерживали, – подытоживает Прасковья Ефимовна. – Когда-то я по собственному желанию связала жизнь с железной дорогой и ни дня об этом не пожалела. Сегодня часто вспоминаю свой пройденный на магистрали путь. И другого – не представляю.

Анастасия МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика