Сентябрь
Пн
20
2021

Безопасность завтрашнего дня

Среди важнейших условий динамичного развития любой отрасли – ставка на современные технологии и изучение передового опыта. Все это справедливо и для сферы охраны труда. Почерпнуть много полезной информации и ближе ознакомиться с мировыми трендами специалисты профильной службы Белорусской железной дороги смогли, изучив материалы одного из крупнейших в Европе форумов по данной теме – «Безопасность и охрана труда» (БИОТ-2020). Он прошел в онлайн-формате и включал в себя помимо обширной деловой программы еще и выставку.

– Сегодня внимание как специалистов-практиков, непосредственно работающих на предприятиях различных отраслей, так и научных подразделений, занимающихся исследованиями в области обеспечения безопасности, сосредоточено на способах перевода процессов охраны труда на цифровую основу, внедрении умных СИЗов, – вводит в курс дела начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Управления магистрали Юрий Гимро. – Так, одной из ярких иллюстраций применения новых технологий стала интеграционная платформа «Цифровой рабочий». Система может оперативно предупреждать инженеров по охране труда, диспетчеров, руководителей, сотрудников специальных подразделений, медперсонал и других лиц о чрезвычайных происшествиях. С помощью умных СИЗов она умеет не просто показывать сообщения об ударах, падениях, которые передают носимые устройства (каски, браслеты), но также воссоздавать цепочку событий с их анализом. Реализованный в системе новый интеллектуальный подход позволяет выстраивать несколько сообщений в единую последовательность действий, которые привели к несчастному случаю. Это значительно увеличивает скорость реагирования на происшествие и позволяет точнее установить причины их появления.
Среди представленных на выставке современных средств защиты белорусские железнодорожники особо отметили выполненные из гидроизоляционных тканей перчатки и спецодежду, зимнюю обувь с керамическими вставками, значительно снижающую коэффициент скольжения, огнезащитные костюмы из тканей повышенной видимости. Юрий Александрович заверил, что служба проведет детальный анализ их эффективности и перспектив применения на Белорусской магистрали.
Большое внимание на форуме было уделено теме влияния на поведение человека для устранения причин несчастных случаев, вызванных его рискованными действиями и нарушением требований дисциплины.
– Вызывают интерес исследования, с результатами которых участников и гостей форума ознакомил доцент российского Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александр Евдокименко, – рассказал Юрий Александрович. – Согласно полученным данным, внедрение автоматизации, различных элементов и степеней защиты, безусловно, ведет к снижению уровня травматизма, но в то же время делает поведение человека более рискованным. Во всем мире четко прослеживается тенденция роста несчастных случаев в результате так называемого человеческого фактора. В Дании тоже было проведено соответствующее исследование, которое показало, что применение велосипедистами шлемов способствует увеличению скорости, делает их поведение более опасным как в отношении себя, так и окружающих. О чем это свидетельствует? О том, что внедрение современных технологий не отменяет работу с персоналом. Именно об этом, как об одном из основных факторов снижения уровня травматизма, говорили и многие представители предприятий.
В качестве примера Юрий Гимро привел опыт ПАО «Трубная Металлургическая Компания» по использованию оборудованных «квест-комнат», где работники должны выявить не менее 80% всех представленных нарушений, и листков «Извлеки уроки», выпускаемых по
результатам расследования происшествий, которые привели или могли привести к несчастным случаям. Интересной практикой с коллегами поделился представитель Выксунского металлургического завода, рассказавший о ежедневных аудитах, которые проводит лично руководитель организации вне зависимости от его занятости. Он также наглядно показал, что вопросы обеспечения безопасности имеют широкий спектр, и, по его мнению, должны расследоваться даже такие мелкие нарушения, как выгрузка материалов в непредназначенном для этого месте или присутствие работников в зонах, где их нахождение не предусмотрено технологическим процессом. Докладчик подчеркнул, что на предприятии ушли от репрессивной системы – к работникам не применяют меры, связанные с материальными наказаниями. Для их мотивации используют исключительно систему бонусов и поощрений. И указанный подход принес ощутимые плоды: не только значительно снизился уровень травматизма, но и сократилось количество сбоев в работе технологических цепочек. Отмечено, что очень важную роль играет участие в вопросах обеспечения безопасности руководителей предприятия и отдельных подразделений.
В плане оценки безопасности работы персонала также живой интерес участников выставки вызвал онлайн-конструктор SafetyScript, применяемый в различных сферах производства: погрузо-разгрузочные работы, в электроустановках, на высоте, огневые работы и др.
– С особым вниманием мы отнеслись к выступлению специалистов ОАО «Российские железные дороги», – продолжил Юрий Александрович. – Наши коллеги большие усилия направили на создание виртуальных классов по охране труда для различных хозяйств магистрали. По их словам, такой подход в большинстве случаев оказывается и эффективнее, и экономичнее традиционных методов работы. С одной стороны, использование программных комплексов позволяет точнее определить пробелы в знаниях, найти узкие места в подготовке работника по вопросам охраны труда, оценить динамику усвоения материала. С другой – использование виртуальных классов дает возможность доступа с конкретного предприятия ко всем разработкам по профильному хозяйству и серьезно уменьшить затраты на обустройство профильных классов на местах.
Большой блок вопросов на форуме был посвящен защите сотрудников от заражения коронавирусной инфекцией, организации их работы в условиях пандемии, поддержания здоровья и обеспечения их профессионального долголетия.
– На выставке были озвучены результаты масштабного исследования, согласно которому около 68% людей по тем или иным причинам относятся к «ковид-диссидентам», – акцентировал внимание руководитель службы. – Для данной категории характерны один или несколько вариантов поведения: сокрытие информации о наличии заболевания у себя или членов семьи, игнорирование принципов социального дистанцирования, демонстрация негативного отношения к тем, кто применяет средства защиты, сознательное распространение инфекции. Помимо того, что «ковид-диссиденты» являются основными распространителями вируса, они еще неблагоприятно влияют на деятельность компаний в обычное время. Фактически люди данного типа являются проблемными элементами, уничтожающими корпоративное единство компаний, поскольку подвергают сомнению любые начинания и идеи. А наличие диссидентов среди руководителей снижает доверие работников к ним и отдельным направлениям корпоративной политики предприятия из-за негативного отражения принципа лидерства.
Также на выставке представители ОАО «РЖД» презентовали концепцию здорового образа жизни, одним из элементов которой является выделение среди сотрудников «проводников здоровья», которые личным примером популяризируют идеи здорового образа жизни на предприятиях и в регионах. Эта практика заслуживает пристального изучения, ведь среди работников Белорусской магистрали также есть много приверженцев ЗОЖ.
В завершение Юрий Александрович отметил, что в период сложной эпидемиологической ситуации проведение специализированных форумов и выставок в онлайн-формате – прекрасная альтернатива личным контактам. Подобную практику необходимо шире распространять и на Белорусской магистрали.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика