Январь
Пт
22
2021

…А главное – в сердцах людей

3 января исполнилось бы 80 лет со дня рождения бывшего начальника Белорусской железной дороги Евгения Ивановича Володько.

К большому сожалению, в связи с эпидемиологической ситуацией мы, ветераны-железнодорожники, не смогли в этот день собраться вместе (как это было, к примеру, пять лет назад), чтобы поделиться своими воспоминаниями о грамотном руководителе и прекрасном человеке. И сегодня на страницах отраслевого издания хочется еще раз рассказать о Евгении Ивановиче – личности, которая оставила яркий след в истории Белорусской железной дороги, а главное – в сердцах людей.
Евгений Володько родился в 1941 году в деревне Хоревщина Сенненского района Витебской области. Окончил Оршанский техникум железнодорожного транспорта, затем работал на Северной дороге в Вологодской области. Начинал дежурным по станции и старшим помощником начальника станции Шексна, был секретарем Вологодского райкома комсомола. Затем вернулся в Беларусь и устроился маневровым диспетчером на станцию Молодечно. Некоторое время работал в Минском отделении поездным диспетчером и дежурным по отделению. Затем его пригласили в Управление дороги на должность заместителя начальника службы движения. В 1984 году он возглавил столичное отделение. С 1989-го по 1993-й был председателем Дорпрофсожа, с 1993-го по 1998-й – начальником Белорусской железной дороги. Евгений Володько являлся почетным железнодорожником, заслуженным работником транспорта Республики Беларусь, награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью «За доблестный труд».
Евгений Иванович не просто руководил крупнейшей в стране отраслью, он был государственным человеком по стилю управления. Это было очень важно в 1990-е годы – непростой период становления независимости нашей страны. В чрезвычайно сложных экономических условиях Володько сумел правильно определить и грамотно реализовать тактику и стратегию работы железнодорожного транспорта. При этом приоритетом для Евгения Володько была забота о людях – тружениках и ветеранах отрасли, которых он безмерно любил и ценил, хорошо знал их чаяния и нужды, всегда помогал решать те или иные вопросы.
Он сумел создать команду единомышленников из руководителей Управления и отделений дороги, структурных подразделений, предприятий дорожного подчинения. Это было актуально после развала СССР, когда Белорусская железная дорога, как и многие другие предприятия, оказалась перед чередой проблем (как производственных, так и социальных), которые нужно было безотлагательно решать. Причем исключительно своими силами. Вопросы формирования и распределения доходов, тарифной политики, международное сотрудничество (в том числе внешнеэкономическая деятельность), материально-техническое обеспечение, технические и технологические вопросы функционирования железнодорожного транспорта, социальная защита железнодорожников и многое-многое другое. Новые вызовы требовали новых, порой совсем неординарных подходов и решений. При этом необходимо было учитывать не только интересы магистрали, но и всей страны.
Не секрет, что эффективность работы Белорусской железной дороги во многом зависит от ее внешнеэкономической деятельности. Неслучайно одной из приоритетных задач Володько и его команды было сохранение и расширение дружественных связей с магистралями государств СНГ и Балтии, а также других стран. Прежде всего стояла цель увеличить объемы транзитных и экспортно-импортных перевозок, поскольку именно от них зависела финансовая устойчивость отрасли, а значит, и удовлетворение потребностей в перевозке пассажиров и грузов, что напрямую влияло на благосостояние многотысячного коллектива железнодорожников и членов их семей.
Транзит, ввоз и вывоз определяли стабильность работы еще и потому, что это были рентабельные перевозки. В то время, как все внутриреспубликанские (и грузовые, и пассажирские) были убыточными по причине низких тарифов. В те годы снижение объема перевозок произошло по независящим от железной дороги причинам. В связи с этим нужно было в первую очередь повышать эффективность работы по всем направлениям.
Понимая, что, выпав из обоймы МПС, отечественная магистраль не сможет полноценно существовать, обеспечивая необходимые для финансовой независимости объемы перевозок, Володько сосредоточил усилия в первую очередь на международной и внешнеэкономической деятельности. По воспоминаниям бывшего министра путей сообщения России Геннадия Фадеева, он первым из руководителей железных дорог бывшего СССР выступил за создание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, активно участвовал в его работе. Эта организация начала успешно решать все вопросы, возникающие перед железнодорожными администрациями – от распределения парка грузовых вагонов и контейнеров между магистралями до решения технических и технологических аспектов, связанных с организацией грузового и пассажирского движения в межгосударственном сообщении, утверждения нормативной базы в вопросах обеспечения безопасности движения поездов, разработки и принятия новой тарифной политики и т. д.
Впервые в Управлении магистрали был создан валютный отдел. Там принимали решение по всем вопросам, связанным с учетом, распределением и продажей валютных средств на дороге. Но прежде чем распределять, их нужно было заработать. Поэтому все усилия Евгений Иванович направил на решение этого наиважнейшего вопроса. Как результат – в период его руководства Белорусской железной дорогой объем валютных поступлений увеличился более чем в десять раз!
Также в его бытность была создана юридическая служба, специалисты которой разработали проект первого в Республике Беларусь Закона «О железнодорожном транспорте».

Памятный уголок, посвященный Евгению Володько, в столичном железнодорожном общежитии № 1 по улице Чкалова. Здесь Евгений Иванович жил с 1965-го по 1969 год

Большое внимание уделялось социальной защищенности тружеников отрасли, благодаря чему был сохранен золотой фонд железнодорожников. Росло количество рабочих мест – в том числе за счет развития подсобно-вспомогательной деятельности, ставшей в тот период одним из главных направлений финансовой стабилизации магистрали. Безусловно, для Евгения Ивановича всегда был важен социальный аспект в работе отрасли. Оказывалась поддержка и сельскохозяйственным предприятиям. Это и выделение топлива на посевную и уборочную, а порой и финансовая помощь по выплате заработной платы работникам колхозов и совхозов.
Под руководством Евгения Ивановича Белорусская железная дорога прошла этот сложный период в направлении созидания и развития. На высокой должности пригодился его богатый опыт – и жизненный, и производственный, в том числе в качестве председателя Дорпрофсожа. Евгений Иванович знал не понаслышке, а из прямого общения с железнодорожниками об их нуждах и чаяниях. Он умел находить общий язык с разными людьми, часто бывал на предприятиях дороги. Его очень уважали – прежде всего за то, что обещания руководителя отрасли всегда воплощались в жизнь. Среди приоритетов Евгения Ивановича – освоение новых видов ремонта подвижного состава. Если ранее моторвагонный подвижной состав приходилось ремонтировать в России, то в 90-е годы ситуацию удалось изменить. В локомотивном депо Лида был организован ремонт дизель-поездов, а в Барановичском депо – электропоездов. Также реконструировали вагонные депо в Витебске, Могилеве и Жлобине.
В Барановичах построили один из самых лучших на тот период санаториев – не только на дороге, но и в стране. За прошедшие годы в «Магистральном» оздоровились тысячи железнодорожников и членов их семей.
Ветераны отрасли гордятся знакомством с таким замечательным человеком, помнят и ценят то, что он сделал. Впрочем, не только они. Имя Евгения Ивановича и сегодня на слуху: улица в Минске, названная в его честь, электропоезд ЭР9 и тепловоз ТЭП70, которым присвоено имя Евгения Володько. Молодежи действительно есть с кого брать пример – пример служения своему делу и своей Родине.

Галина БРЫЧКИНА

Яндекс.Метрика