На пульсе жизни
Оптимизм, вера в людей и работоспособность – такие качества, по мнению почетного железнодорожника, в прошлом начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Александра Станкевича, всегда необходимы.
Для себя он эти истины вывел, посвятив магистрали, без преувеличения, всю жизнь. Александр Евгеньевич 10 января отметил 70-летний юбилей. А в апреле будет отсчитано 54 года железнодорожного стажа.
– На Белорусскую магистраль я пришел в 1967 году. В этом для меня примером стал отец, у которого в трудовой книжке была запись с одного предприятия – локомотивного депо Волковыск. Я свой трудовой путь начинал там же слесарем, – рассказывает Александр Евгеньевич. – Затем учился в БИИЖТе. Годы в институте – время становления. Многое почерпнул от своих преподавателей. До сих пор помню декана Павла Брониславовича Мухо. Он был больше, чем руководитель. С нами, студентами, делился опытом, бывало, что помогал по-отечески в решении проблем. Институт я окончил с отличием и получил возможность выбора будущего места работы.
Александр Станкевич был дежурным по станции, поездным диспетчером, а позже и заместителем начальника станции Колядичи. Трудился ревизором по безопасности движения поездов Минского отделения, старшим ревизором службы перевозок и затем, в течение 10 лет, возглавлял отдел организации работы станций этой службы.
– Мне все было интересно. Ведь любая деятельность – это всегда новые знания, возможность проявить свои способности, – говорит Александр Евгеньевич. – Круг обязанностей был широк. Так, приходилось плотно заниматься технологическими процессами функционирования станций и планом формирования поездов.
В 1993 году Александру Станкевичу доверили создание службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности, которой он впоследствии бессменно руководил на протяжении 20 лет.
В 1990-х становление Белорусской железной дороги, вышедшей из состава МПС СССР, проходило вместе со всей страной. Взамен утратившей силу советской нужно было создавать новую нормативную базу, тарифную политику, систему расчетов за транзит и т. д.
– Мы провели большую работу. Пригодилось знание всех звеньев перевозочного процесса. Нам удалось наладить прямое сотрудничество с партнерами в Германии, Чехии, Венгрии и тем самым потеснить Польшу в перевалке грузов. Такая деятельность стала больше вестись на белорусской стороне, – рассказывает Александр Станкевич. – Вообще многое было воплощено в жизнь. Мне повезло стать одним из организаторов пилотного проекта железнодорожных перевозок в сообщении Китай – Европа – Китай. Совместно с Владимиром Жерело, который был на тот момент начальником Белорусской железной дороги, а также начальником службы внешних связей Александром Сергиенко принимал участие в мероприятиях по отправке первого контейнерного поезда из Пекина в Западную Европу. В тесном взаимодействии с Государственным предприятием «Белинтертранс», а также в содружестве с коллегами из России, Германии, Польши, Литвы и других стран работали над созданием сети контейнерных поездов на направлениях Восток – Запад, Север – Юг, в том числе знаменитого «Викинга». Все это, конечно, непросто. Но такая деятельность – всегда новые знания, удовольствие от процесса и результата.
Чтобы ускорить пропуск грузов, было налажено взаимодействие с Таможенным комитетом Беларуси, создана постоянная рабочая группа. Во время интервью Александр Евгеньевич вспомнил много фамилий тех, кто помогал, делился опытом и душой болел за развитие сферы грузоперевозок. Это в прошлом начальник дороги Владимир Жерело и заместитель начальника магистрали Владимир Ринг. В настоящее время продолжают важную работу помощник начальника Белорусской Владимир Балахонов, первый заместитель руководителя службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Александр Евсюк, заместитель начальника службы Евгений Рыбицкий и другие. Своими знаниями, наработками охотно делился и сам Александр Станкевич.
– Учеников у меня много и все талантливые, нацеленные на результат. Решения мы принимали сообща. Ведь прежде чем остановиться на чем-то одном, нужно выслушать все точки зрения, – уверен железнодорожник. – Приятно, когда ученики идут дальше и выше по карьерной лестнице.
Магистраль в жизни Александра Евгеньевича занимала и продолжает занимать центральное место. Родился и рос он в семье железнодорожника, позже сам пришел работать на магистраль, здесь же встретил свою судьбу – супругу Анну Ивановну. Вместе вырастили двух дочерей, которые подарили троих внуков. Свободное время Александр Станкевич проводит на даче, любит лыжи, пешие и велопрогулки. Но делать это удается нечасто. Даже выйдя в 2013 году на заслуженный отдых, он продолжил трудиться – по 2020-й был в представительстве ОАО «Российские железные дороги» в Беларуси. Активно участвует и в деятельности ветеранской организации Белорусской магистрали. Минувшей осенью он избран заместителем председателя совета ветеранов.
– Продолжаю держать руку на пульсе жизни, – улыбается Александр Евгеньевич. – Несмотря на 70-летие, чувствую в себе большой запас энергии. Привык всегда учиться и осваивать что-то новое. Я так считаю: если из 30 задумок хоть одна воплотилась – ты счастливый человек!
Руководство Белорусской железной дороги, Объединенной отраслевой профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей и Организации ветеранов магистрали поздравляют Александра Евгеньевича с юбилеем, желают крепкого здоровья, благополучия и успехов во всех начинаниях!