Май
Сб
24
2025

Союз трех «Э»: экология, энергетика, экономика

Тридцать лет назад – 5 февраля 1991 года – в БИИЖТе (сейчас БелГУТ) была создана научно-исследовательская лаборатория (НИЛ) «Ресурсосбережение и экология на предприятиях локомотивного хозяйства».

Коллектив отдела экологической безопасности и энергосбережения на транспорте

Ее коллектив проводил испытания для Белорусской, Северной, Юго-Западной и Львовской железных дорог. И так как с 1994-го работа по экологическим вопросам разрешалась только по лицензиям, лаборатория в том же году прошла аттестацию Госкомэкологии Республики Беларусь и получила три лицензии на право проведения природоохранной деятельности. Коллектив подразделения с большим энтузиазмом приступил к своим задачам. Огромный вклад в развитие организации внесли работники БелГУТа – Валерий Халиманчик, Сергей Сухопаров, Семен Френкель, Николай Мигирин и Валерия Децук.
Существенную поддержку лаборатории оказала Белорусская магистраль в лице первого заместителя начальника дороги – главного инженера Владимира Борисюка, а также главных инженеров отделений. Речь идет, прежде всего, о заказах на природоохранную работу для предприятий отрасли и материальной помощи в приобретении оборудования. Создание физико-химической лаборатории и современное ее оснащение существенно расширили область деятельности НИЛ. Она стала одной из самых авторитетных организаций в республике по измерениям и исследованиям в области экологии на производстве.
Поскольку эти направления очень тесно связаны с энергетическими, дополнительно была организована НИЛ энергосбережения. И в 2000 году лабораторию «Ресурсосбережение и экология на предприятиях локомотивного хозяйства» переименовали в Научно-исследовательский центр экологической безопасности и энергосбережения на транспорте (НИЦ Э и ЭТ). На его эмблеме изображен куб, на трех видимых гранях которого нанесена буква «Э» – как символ единства экологии, энергетики и экономики. В 2015 году НИЦ Э и ЭТ присоединяется к испытательному центру железнодорожного транспорта, созданному на базе отраслевого вуза, и преобразуется в отдел экологической безопасности и энергосбережения на транспорте. Его начальником стал кандидат технических наук Вячеслав Макеев, научным руководителем – автор этой статьи, в то время заведующий кафедрой «Экология и энергоэффективность в техносфере».
Сейчас в штате отдела 25 сотрудников. Действуют три лаборатории: НИЛ «Экологическая безопасность» (заведующая Ольга Горбачёва), НИЛ «Энергоэффективность и охрана труда» (заведующий Константин Барановский) и физико-химическая (заведующий Павел Сафонов).
Отдел оказывает услуги в области инженерной экологии, энергосбережения и по охране труда предприятиям Белорусской железной дороги, Мозырскому НПЗ, концерну «Белнефтехим», Минэнергетики, Минпрому и многим другим ведомствам. Если в 2018-м было выполнено хоздоговорных работ на сумму свыше 825 тыс. рублей, то в минувшем году сумма составила более 1 млн. рублей.

Подразделение является научно-исследовательским, в своей среде растит кадры и пополняет научный потенциал университета.
Так, за период с 2003 года 8 человек стали кандидатами технических наук.

Отдел Э и ЭТ испытательного центра железнодорожного транспорта и в дальнейшем будет расширять свою деятельность и повышать ее качество в области трех взаимосвязанных «Э»: экологии, энергетики и экономики.

Вячеслав ОВЧИННИКОВ,
почетный работник БелГУТа,
первый руководитель

научно-исследовательской
лаборатории

Яндекс.Метрика