Сентябрь
Ср
11
2024

«Все, что сделано, – не зря»

«Не позволяй себе лениться». Именно так хочется перефразировать строки поэта Николая Заболоцкого и адресовать их почетному железнодорожнику Ивану Козявскому. Вся его жизнь неразрывно связана с трудом, понятиями «честь» и «родина». Начальником локомотивного депо Кричев он работал более 30 лет.

Родился Иван Иванович в 1950 году в деревне Поддубок Кричевского района, которой сейчас уже нет на карте. Был пятым ребенком в большой семье и помнит, как тяжело приходилось матери работать в колхозе, растить детей. Все это не могло не сказаться на здоровье женщины, и когда мальчику исполнилось 13 лет, она умерла.
– Старшие братья и сестры хотели забрать меня к себе, но я решил остаться в Славгородском детском доме. И до сих пор считаю, что правильно сделал, – вспоминает Иван Иванович. – Конечно, дети там были разные, но жили мы дружно. Образцом для меня стал директор детского дома, фронтовик, заслуженный учитель БССР Алексей Васильевич Шедов. Это был настоящий педагог. Он прививал детям любовь к родине, воспитывал честными людьми. А мне говорил: «Ты должен поступить в институт. Даже во сне это вижу!». Я и сам понимал, что нужно получить высшее образование.
В 1967 году молодой человек поступил в БИИЖТ. Этому помогло талантливо написанное сочинение, которое принесло абитуриенту недостающий балл на вступительных испытаниях. О железной дороге тогда не мечтал, просто выбрал вуз по примеру друзей и дяди – путевого обходчика. После окончания института в 1972-м, когда все хотели работать ближе к дому, герой публикации, наоборот, выбрал одну из самых дальних точек на карте – Архангельскую область, Северную железную дорогу, станцию Малошуйку. Трудился Иван Козявский помощником машиниста. «Край суровый, но люди золотые», – вспоминает железнодорожник. Затем парня ждала служба в армии. Прошел ее в ракетных войсках и после завершения решил вернуться на родину.
Помощником машиниста в депо Кричев Иван Иванович устроился в 1975 году как раз в свой день рождения – 5 февраля. Через год поставили за правое крыло. Работа на тепловозе ТЭ3 молодому человеку очень нравилась. «Ни о какой карьере я не мечтал. Думал, что всю жизнь буду машинистом, и лучше дела для меня нет», – признается железнодорожник. Но время шло, магистраль развивалась, и ей требовались квалифицированные специалисты. В 28 лет Иван Козявский стал начальником локомотивного депо Кричев. Согласился не сразу, но в это время образовалась молодая семья, и нужно было решать в том числе жилищный вопрос. К слову, супруга Людмила Ивановна работала также в депо. Сейчас здесь трудится уже дочь Анна.
– Когда стал начальником депо, все время переживал, что не оправдаю доверие, подведу, – вспоминает Иван Иванович. – Старался делать все честно. Чтобы привлечь хороших специалистов, начали строить жилье хозспособом. Люди пошли к нам на работу. Затем пережили развал Советского Союза. Были попытки закрыть депо, но удалось его отстоять и не потерять коллектив! То послевоенное поколение, которое буквально на одном патриотизме, в любых условиях держалось в строю. Вот это было важно. И мы депо сохранили.
На посту руководителя Иван Иванович пробыл 33 года. Он удостоен знака «Почетный железнодорожник». «Что может быть выше такого признания? Для меня это самая ценная награда», – замечает собеседник. Конечно, один в поле не воин. Для плодотворной работы нужно опираться на крепкий коллектив, иметь поддержку со стороны руководства. Многое сделано нынешним начальником Белорусской железной дороги, а в то время руководителем Могилевского отделения Владимиром Морозовым. При нем депо окрепло и активно развивается. Отмечает железнодорожник и заслуги бывшего начальника Белорусской – Евгения Володько.
На заслуженный отдых Иван Козявский вышел в 2012-м, но еще некоторое время был начальником базы запаса локомотивного депо Кричев, где собраны, без преувеличения, «машины истории», каждая из которых в отличном состоянии.
Сейчас Ивана Ивановича радуют успехами дочь и зять, внучка окончила витебский медуниверситет, работает. Сам он вместе с супругой Людмилой Ивановной предпочитает жить на даче. А 5 февраля отметит день рождения – 71 год.
– Я, видимо, больше крестьянин, чем инженер, – улыбается железнодорожник. – Всю жизнь, можно сказать, провел на работе. А сейчас наслаждаюсь природой. Такая красота вокруг! Посадил сад, держу пчел. Люблю читать, осмысливать, узнавать что-то новое. Но и за развитием родного депо слежу. Стараюсь наведываться к коллегам. Иду туда с большой радостью. Приятно, что меня помнят, это дорогого стоит. Значит то, что было сделано, – не зря!

Елена ВЕТРОВА

Яндекс.Метрика