Сентябрь
Пн
09
2024

Уроки мужества

С тех пор, как железнодорожник Виктор Савчик вернулся к мирной жизни, минуло немало лет, но в памяти навсегда осталось все, через что пришлось пройти за два года в Афганистане.

Виктор Александрович – водитель Барановичского грузового центра транспортной логистики. Он спокойно, с присущей ему сдержанностью рассказывает о риске и смертельной опасности, о том, как не раз был за рулем автомашины с цистерной, полной бензина, – настоящей бомбой на колесах. Случись обстрел, она превратилась бы в огромный пылающий факел. «Но никто не струсил, все четко выполняли боевые задачи. Теперь, когда встречаемся с сослуживцами и вспоминаем то время, понимаем, что и сегодня поступили бы точно так же», – говорит собеседник.
Малая родина Виктора Савчика – деревня Стрелово, что в Барановичском районе. С раннего детства его, а также двух старших сестер и брата, приучили к труду и ответственности родители, которые сами работали в лесничестве. Привили они детям и любовь к природе. И сегодня для Виктора Александровича настоящая отдушина – посидеть с удочкой на берегу озера или реки, побывать в родной деревне, окруженной живописными лесами…
Виктор Савчик рос парнем любознательным, эрудированным, в школе ему нравилась история, увлекался литературой, мог читать любимые книги ночи напролет. А еще с особым интересом всегда возился с техникой, мечтал самостоятельно водить машину. Уже в 16 лет получил права на управление трактором и, окончив 10 классов Миловидской средней школы, пошел учиться в автошколу ДОСААФа, где успешно сдал экзамены.
– 30 марта 1982-го мне исполнилось 18 лет, а уже 19 апреля я ушел в армию. Когда стали догадываться, что нас отправляют в Афганистан, страха не было. Молодые – смелые, – рассказывает Виктор Александрович. – Осознание опасности пришло позже – наверное, когда увидел первых раненых. Тогда совсем не верилось, что можем погибнуть. Со мной из Барановичей призвали 12 парней, так мы и служили в одной части, и все вернулись домой живыми(!). Я попал в батальон, осуществляющий подвоз материальных средств на территории Афганистана. Наша рота отвечала за снабжение бензином. В колонне было по 60 – 70 машин. В месяц делали в среднем по три рейса, в перерывах между которыми возвращались на несколько дней на базу – отдыхали, ремонтировали технику. Каждый рейс приравнивался к боевой операции. Поначалу около года я водил «Камаз» с бензином, а затем зениткой прикрывал колонну. Еще когда служил в Афганистане, было завершено строительство моста Дружбы через реку Амударья, который соединил города Хайратон (Афганистан) и Термез (Узбекистан). Именно через него уходили колонны во время вывода советских войск в феврале 1989 года.
О том, что Виктор в горячей точке, родные узнали не сразу: волновать их сын не хотел. Ведь несчастья войны затронули в свое время семью собеседника. Оба дедушки Виктора Савчика воевали на фронтах Великой Отечественной, один из них погиб. Второй – Александр Кириллович – дошел до Кенигсберга, был контужен, отмечен множеством боевых наград. Для внука он стал настоящим примером мужества. Гордился Виктором и дедушка, переживал за него, когда тот был в Афганистане.
Домой Виктор Савчик вернулся в 1984-м. Обосноваться решил в Барановичах. Здесь спустя 5 лет встретил вторую половину – Валентину. Она, к слову, тоже железнодорожница. За долгие годы совместной жизни у них было много радостных событий, но пришлось пройти и через горести. В преодолении тяжелых испытаний помогли любовь и поддержка друг друга.
Про таких, как Виктор Александрович, обычно говорят: вся жизнь – на колесах. Но об этом он не жалеет: сбылась мечта детства. До прихода на магистраль Виктор Савчик работал водителем на различных предприятиях города.
– А железная дорога всегда ассоциировалась со стабильностью, и когда появилась возможность устроиться сюда, был ей очень рад. В Барановичском грузовом центре транспортной логистики тружусь девятый год и всем доволен: и условиями, и коллективом, – подытоживает железнодорожник.
…Каждый год Виктор Савчик встречается с боевыми товарищами. Делятся новостями и планами. У всех разные характеры, но есть то, что объединяет, – умение быстро принимать взвешенные решения и отвечать за поступки. Этому их и научила служба в горячей точке – настоящая школа мужества и выносливости.

Екатерина ОСОВСКАЯ

Яндекс.Метрика