Январь
Ср
22
2025

Куда мчит «Поезд-беглец»?

Сегодня в нашей постоянной рубрике мы вспомним одну из знаковых голливудских картин, основное действие которой происходит на железной дороге. В арсенале создателей ленты – несколько номинаций на «Оскар», премия «Золотой глобус», участие в борьбе за Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля и восторженные отзывы мэтров режиссуры американского кинематографа. Именно они ввели ее в ряд учебных пособий известных киношкол США. Речь идет о фильме «Поезд-беглец» (второе название – «Сбежавший поезд»), поставленном в 1985 году режиссером Андреем Кончаловским, который в то время работал в Голливуде.

Афиша к фильму

Основная особенность картины – в редком и удачном сочетании экшна, триллера и боевика с элементами глубокой характерной драмы. Отсюда столь высокая оценка и признание – как профессионалов, так и просто любителей приключенческого кино. Пересматривая ленту сегодня, создается впечатление, что со временем она только усиливает свое воздействие, открывая новые грани непростой сущности человека с присущими ему любовью и жестокостью, трусостью и безоглядной отвагой. Ведь по сути это притча обо всех нас, так по-разному проявляющих себя в критических ситуациях.
И выбор поезда как основного места действия неслучаен. Железная дорога здесь символизирует и жизненный путь, и в некотором смысле даже неизбежность.
По форме сюжет не несет в себе чего-то совершенно нового. Даже сама собой напрашивается аналогия с замечательным экшн-триллером «Неуправляемый» режиссера Тони Скотта со стомиллионным бюджетом, о котором мы уже писали в нашей рубрике. Он снят на 25 лет позже «Поезда-беглеца» на основе абсолютно реальной истории, произошедшей на одной из магистралей США. В этой невероятно динамичной работе внимание акцентируется на критической ситуации и попытках ее разрешения. В «Беглеце» же – на поступках людей, их характерах, где локомотив выступает внутренним ангелом и демоном одновременно.
Это красноречиво читается в подтексте, тогда как внешне перед нами боевик, сценарий которого написал Акира Куросава – легенда мирового кино. Сам снять картину на тот момент он не мог, и эта честь была доверена Кончаловскому, в то время уже ярко зарекомендовавшему себя за рубежом, в частности, тонкой экранизацией прозы Андрея Платонова в ленте «Возлюбленные Марии». «Когда мне позвонил Фрэнсис Коппола и предложил снимать фильм по сценарию Куросавы, я чуть не упал в обморок от волнения. Даже если бы сценарий оказался в десять раз хуже, я бы все равно его снимал!..», – позже рассказывал Андрей Кончаловский.
…В тюрьме строгого режима отбывает наказание грабитель банков Оскар Манхейм, более известный как Мэнни. Он уже дважды совершал побег, и начальник тюрьмы Рэнкен сажает его в карцер. Однако решением суда наказание смягчили и Мэнни перевели в общую камеру. Униженный начальник тюрьмы решает отомстить и нанимает из числа заключенных убийцу. Но покушение проваливается – киллер только ранит ножом Мэнни и тут же в страхе признается в том, кто приказал это сделать. Герой решает снова бежать, понимая, что здесь все равно не выжить. Случайно к нему присоединяется Бак Логан – наивный молодой заключенный.
Чудом вырвавшись из тюрьмы, беглецы вскоре оказываются на железнодорожной станции, где прячутся в одном из находящихся в сцепке локомотивов. Тем временем, после приведения состава в движение у пожилого машиниста случается сердечный приступ и он, включив вспомогательный тормоз, выходит на наружную площадку, чтобы отдышаться, но теряет сознание и падает с локомотива. При этом рукоятка контроллера машиниста остается на ходовой позиции и сила тяги двигателей преодолевает тормозное усилие, что приводит к сгоранию колодок. Неуправляемый поезд продолжает движение, набирая скорость. Выбравшись из одной клетки, Мэнни попадает в другую – состав движется на огромной скорости и спрыгнуть с него не так просто…
Это завязка основного действия фильма, которое в дальнейшем будет происходить на «сбежавшем» локомотиве, где волею судьбы окажется еще и девушка. Ситуация усугубляется и тем, что выходит из строя ограничитель скорости, а поезд мчится к химзаводу, угрожая настоящей катастрофой. В погоню за Мэнни на вертолете устремляется безжалостный начальник тюрьмы, у которого свои планы. И даже когда умелыми действиями диспетчеров и других железнодорожников удается перевести состав с главного пути на заброшенную ветвь, заканчивающуюся тупиком, страсти на локомотиве только накаляются…
Те, кто не смотрел фильм, прочитав суть завязки, вполне могут решить, что дальше все и так понятно. И однозначно ошибутся. На первый взгляд, стандартный голливудский вымысел о «внезапно вырвавшемся на свободу поезде» перерастает в настоящую шекспировскую драму, не теряя при этом динамику и рамки жанра. Не зря картина заканчивается цитатой из пьесы Шекспира «Ричард III»: «Бывает зверь свиреп, но и ему знакома жалость. Нет жалости во мне, а значит я – не зверь». Эти слова становятся, по сути, эпиграфом к ленте, ее главной идеей. Что есть свобода, и какова ее цена? И чего же больше в нас – животного или человеческого? Кончаловский на основе крепкого сценарного материала умудряется авторски вознести сюжет типичного боевика и фильма-катастрофы к философской вершине, не нарушая основы экшна. Тем самым он привносит в голливудскую, несколько упрощенную традицию повествования чисто европейскую глубину с внутренней борьбой характеров. Именно поэтому картина удержит у экрана всякого зрителя – от любителя жанрового кино и до искушенного киноэстета.
Примечательно, что сразу для нескольких актеров фильма «Поезд-беглец» эти роли стали отправными в успешной кинокарьере. Здесь дебютировал сегодня очень известный и весьма колоритный артист Дэнни Трехо. А образы главных героев в исполнении Джона Войта, Эрика Робертса, Ребекки Де Морнэй, Томми Листера и Джона Райна и вовсе стали культовыми в американском кино 1980-х. Сам же Андрей Кончаловский (на фото) в особом представлении для наших зрителей не нуждается. За долгие годы работы им сняты десятки ярких картин, покоривших не один фестиваль. Режиссер
и сейчас плодотворно работает. Совсем недавно на большие экраны вышла его очередная кинодрама «Дорогие товарищи!».
Нельзя не отметить и прекрасную операторскую работу Алана Хьюма. Практически все съемки велись на натуре зимой. Удивительные пейзажи Аляски, множество зрелищных, эффектных сцен и трюков, снятых вживую, придают картине визуальную мощь. При этом бюджет фильма даже на то время считался смехотворно малым для Голливуда – всего 9 млн. долларов. А сборы по всему миру почти вдвое превысили эту сумму!

Кадр из фильма

И еще один интересный факт, связанный с Беларусью, про который наверняка далеко не многие знают. Продюсировал фильм «Поезд-беглец» Менахем Голан.
В его творческом багаже десятки известных кинохитов («Кобра», «Мата Хари», «Американский ниндзя», «Кровавый спорт», «Киборг» и др.), снятых зачастую с минимальными бюджетами. В этом, похоже, состоял особый талант Голана, умершего в 2014 году. Так вот именно он, будучи одним из лучших организаторов кинопроизводства, в 1990-х годах сотрудничал с национальной киностудией «Беларусьфильм» и снял здесь несколько своих проектов.
Понятно, что речь в большей степени шла об оптимальных для продюсера, умеющего считать деньги, условиях использования наших съемочных площадок. Но на этих картинах работало и много белорусских кинематографистов, в первую очередь среднего звена: монтажеры, декораторы, осветители и даже операторы и некоторые актеры. Примечательно, что Менахем Голан отмечал высочайший профессионализм работников киностудии, и у многих из них сохранились об этом совместном опыте самые добрые воспоминания.
Словом, не такой уж он и недосягаемый этот Голливуд. Просто без мастерства и профессионализма в одинаковой степени не обойтись в любой сфере – и в кино, и уж тем более на железной дороге. Поэтому «поезда-беглецы» пусть мчат и впечатляют нас только на экране. А фильм Андрея Кончаловского точно никого не оставит равнодушным.

Александр БОГДАН

Яндекс.Метрика