Февраль
Вс
28
2021

О службе – с гордостью

Для многих период службы в армии становится настоящей школой жизни, временем возмужания, поиска и осмысления своего места в окружающем мире. А для других – воплощением давней мечты – быть защитником Родины. И дело вовсе не в романтике. Каждому, кто надевает военную форму, приходится пройти этот непростой путь, чтобы научиться принимать правильные решения в сложных ситуациях, ценить дружбу и взаимовыручку, стать крепче духом, а выпавшие испытания спустя годы вспоминать с благодарностью и улыбкой. Ведь именно они закаляют характер и наделяют мудростью, формируют целеустремленность в достижении поставленных целей… Об этом в преддверии праздника рассказывают герои нашей сегодняшней подборки – работники и ветераны Белорусской железной дороги.

Заместитель председателя Совета ветеранов Белорусской магистрали, почетный железнодорожник, отличный работник Белорусской железной дороги, на протяжении 20 лет руководивший службой грузовой работы и внешнеэкономической деятельности, Александр Станкевич в армию был призван в мае 1973-го после окончания БИИЖТа.
До этого успел поработать дежурным по станции Минск-Южный. Службу проходил в ракетных войсках под Осиповичами (военный городок «Лапичи»).
Начинал рядовым, но институтская подготовка, знание геодезии очень ему пригодились. Оценив потенциал молодого железнодорожника, руководство вскоре назначило его командиром отделения и присвоило звание младшего сержанта.
– В наши обязанности входило определение координат на местности и азимута (направления) пуска ракет, – вспоминает Александр Евгеньевич. – Задача сложная и ответственная, поскольку от качества ее выполнения зависела точность поражения цели. Запуски, приближенные к боевым, производили на полигоне в Казахстане, куда выезжали на учения. Условия были суровые: зимой минус 30 и сильный ветер, заснеженность, в степи никаких ориентиров, только верблюды вдали… Однажды застряли – сломался транспорт. Пока водитель занимался починкой, я своим ребятам приказал: «Вокруг машины бегом марш!», чтобы не замерзли в такой холод.
Служил Александр Станкевич до мая 1974-го. Успел пройти курсы подготовки офицеров, по окончании которых ему было присвоено звание лейтенанта запаса.
– Когда послужишь в армии, понимаешь, что это необходимо, – уверен железнодорожник. – Это суровая школа жизни, она воспитывает характер, дисциплинирует. Здесь познается настоящая мужская дружба, ценится верность данному слову. А еще армия учит ставить цели и добиваться их, оперативно реагировать на изменения обстановки и быстро принимать решения. Все это пригодилось мне и на гражданке. Молодежи хотел бы напомнить, что служба в армии – это почетная обязанность, и ее надо выполнять.


Для начальника Детской железной дороги Валерия Савича служба в армии стала хорошей школой жизни и помогла освоить новую профессию – поварское дело.
Валерий Викторович проходил службу в 1979 – 1981 годах. После призыва и обучения в военной школе поваров его отправили в зенитно-ракетную бригаду в Бобруйск. Готовить каждый день на 500 – 600 человек – дело непростое, требующее физической выносливости и точности, слаженности действий. И здесь без поддержки и взаимовыручки не обойтись. Особенно сложным испытанием стало участие в масштабных учениях, которые проходили на полигонах Дретунь, Репище в Беларуси и Эмба – в Казахстане.
Армейский опыт пригодился Валерию Савичу и в быту после увольнения в запас. И хотя дома место на кухне он уступил жене, но время от времени с удовольствием готовит рыбу. Такие блюда у него особенно хорошо получаются.
Умение находить общий язык с разными людьми, быстро принимать правильные решения очень пригодилось в работе на Детской железной дороге, ведь задача руководителя – грамотно организовать учебный процесс и обеспечить безопасность перевозок. Конечно, все это в значительной степени зависело и зависит от слаженной работы всего коллектива, ответственного отношения к делу юных воспитанников, которые равняются на лучших!


Главного дорожного ревизора по безопасности движения поездов Виктора Тихоновича призвали в армию после окончания второго курса БИИЖТа в 1985 году. Служил он в железнодорожных войсках на БАМе, был награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
– В тот призыв нас, студентов БИИЖТа, на БАМ уехало 110 человек. Где будем служить, не говорили. Выдали сухой паек на несколько дней, я и думал, что дальше Урала не отправят. Но сначала мы поездом доехали до Москвы, затем самолетом 8,5 часа с двумя пересадками, и еще по железной дороге пять суток до места назначения, – вспоминает Виктор Вячеславович. – Первые полгода проходил службу в учебной части в Ургале. Участвовать в строительстве магистрали было действительно интересно. За это время неплохо освоил путейское дело, научился работать с различным инструментом.
Затем младшего сержанта Тихоновича направили в Тынду – «столицу» Байкало-Амурской магистрали. Здесь он, поездной диспетчер, был заместителем командира взвода. Последние полгода служил на станции Ижак. В запас Виктор был уволен в 1987-м в звании старшего сержанта.
– За годы службы многое узнал о магистрали, многому научился. В том числе получил первый опыт управления коллективом: у меня в подчинении было более 30 человек – представители различных национальностей со всего СССР, – рассказывает собеседник.
Виктор Вячеславович вспоминает уникальную природу того края, признается, что до сих пор мест красивее не встречал. Восхищается лесами, богатыми на дары природы. К примеру, военнослужащие для армейской кухни собирали грибы 40-литровыми флягами. А зимой климат был суровым, порой температура опускалась до минус 62 градусов. «Когда было минус 45, шутили, что оттепель», – с улыбкой говорит Виктор Тихонович. Вместе с тем железнодорожник подчеркивает, что нисколько не жалеет о службе, ведь армия ему очень многое дала.


Начальник Центра механизации путевых работ Белорусской магистрали, почетный железнодорожник Иван Грудько срочную службу проходил с 1977-го по 1979 год во внутренних войсках в Челябинской области.
– В армию меня призвали из Минска, когда я был учащимся столичного машиностроительного техникума, – рассказывает Иван Ильич. – Служил в учебной роте воинской части № 3468, которая размещалась в закрытом городе Челябинск-70 (сейчас Снежинск). Он был засекречен – здесь проводили ядерные исследования. Мы, курсанты, проходили физическую и строевую подготовку, а также нас обучали обращению с химическим имуществом. Около года был командиром отделения, а потом заместителем командира взвода. Уволился в запас в звании старшего сержанта.
Служба Ивана Грудько проходила в суровых условиях: были снежные и морозные зимы, а высота снежного покрова порой доходила до полутора метров. Запомнилось, что по воскресеньям для солдат проводили спортивные соревнования – кросс, волейбол, футбол, а зимой – лыжные гонки. В понедельник проходили стрельбы из боевого оружия.
Отложились в памяти и другие моменты. Например, как солдаты оказывали шефскую помощь местному детскому саду. У Ивана Ильича была почетная миссия – он поздравлял детишек с Новым годом в костюме Деда Мороза. А еще срочников отправляли в местный колхоз собирать урожай – неделя полезного труда с полевой кухней.
– Горжусь, что служил в армии, которая сделала из нас настоящих мужчин, защитников Отечества, – говорит Иван Грудько. – Она научила организованности, дисциплине, а также дорожить дружбой. Все это пригодилось в дальнейшем. Работая на магистрали, не раз убеждался в этом.


Дмитрий Казутин, пресс-секретарь Белорусской железной дороги, автор и ведущий корпоративных видеоновостей, уже готовился из родного Могилева отправиться служить на границу в Брест. Но на сборном пункте на высокого, статного молодого человека обратили внимание и предложили служить в роте почетного караула (РПК) Главной военной комендатуры.
– Мой рост – 193 сантиметра, – рассказывает Дмитрий. – Но помимо роста нужно иметь еще и крепкое здоровье. Ведь даже 10-минутному плац-концерту предшествуют месяцы упорных тренировок. Много раз отрабатывается каждый элемент, чтобы более сотни человек могли действовать синхронно, как единый организм. И без выносливости, хорошей координации движений этого добиться невозможно.
Дмитрий служил в 2004 – 2005 годах. Самое яркое воспоминание – участие в параде, посвященном 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Приобретенные навыки помогли и в дальнейшей журналистской работе. После армии он пришел на Могилевское областное телевидение, а спустя два года уже работал на телеканале ОНТ. Первый спецрепортаж для программы «Контуры» был посвящен как раз подготовке РПК к параду. Для съемки в кадре Дмитрий снова надел парадную форму и встал в строй со срочниками, чтобы перед камерой продемонстрировать небольшой фрагмент плац-концерта. Получилось ярко и профессионально.

Яндекс.Метрика