Октябрь
Пн
07
2024

«За все благодарна судьбе…»

Трудовая деятельность Светланы Лосьмаковой – хороший пример профессионализма и преданности выбранному делу. На железнодорожном транспорте она работала 47 лет и прошла путь от дежурного по станции на Восточно-Сибирской магистрали до руководителя службы статистики Управления Белорусской железной дороги. За все прожитое благодарна судьбе и откровенно делится своими воспоминаниями.

Светлана Лосьмакова родилась в Ленинграде в 1940 году, причем в тот самый день, когда ее отец Михаил Петрович, выпускник ЛИИЖТа, защищал диплом по специальности «строительство и эксплуатация железнодорожных путей сообщения». После окончания вуза его направили на Брест-Литовскую дорогу, созданную приказом народного комиссара путей сообщения от 2 декабря 1939 года. Управленческий аппарат находился сначала в Бресте, затем в Барановичах. Их семью, как и других новых работников, поселили в пустующих домах на станции Новоельня. На работу людей подвозили специальным пригородным поездом.
…В то утро, 22 июня 1941 года, Михаил Петрович прибежал с работы и произнес: «Война!». Очень быстро семья собрала необходимые документы, одежду, продукты. На станции беженцев ждал поезд, который отправлялся в тыл. Посадив жену с маленькими детьми в вагон, железнодорожник остался готовить к эвакуации документы и имущество предприятия.
Эшелон с беженцами продвигался медленно, пропуская военные поезда. Выла сирена, извещая о воздушных налетах. Фашисты стреляли по выпрыгивавшим из вагонов людям. «Мама с ужасом рассказывала, как закрывала меня и сестричку своим телом», – вспоминает Светлана Михайловна. Поезд привез людей к городу Вольску Саратовской области. Мать Мария Андреевна устроилась на железную дорогу стрелочником. В 1943 году сюда приехал отец, и семья воссоединилась.
Они вернулись в Барановичи в 1945-м, где и встретили День Победы. Михаил Петрович, ветеран Великой Отечественной войны, продолжил работать в путевом хозяйстве, впоследствии был удостоен знака «Почетному железнодорожнику». Светлана пошла по его стопам и в 1957 году поступила в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. После первого курса в составе студенческого отряда она отправилась на Целину, в Павлодарскую область. Работали на уборке пшеницы, и основной заработок студентам начисляли зерном. И хоть учеба была на первом месте, молодежь находила время на музеи, театры. Жизнь была непростой, но очень интересной.
В 1962 году героиня публикации окончила вуз с красным дипломом. Вместе с мужем (познакомились они в институте) отправилась на Восточно-Сибирскую железную дорогу. Трудилась поездным диспетчером, старшим инженером грузового отдела Иркутского отделения магистрали. К слову, Светлана Михайловна участвовала в разработке единого технологического процесса (ЕТП) станции Китой-Комбинатская. Полученный опыт пригодился и в работе на Белорусской магистрали. Новаторская деятельность ее привлекала. Так, будучи начальником отдела грузовой службы Управления дороги, Светлана Лосьмакова внесла ряд рационализаторских предложений по уплотненной погрузке, новой прогрессивной технологии перевозок мелкими отправками. Позднее, возглавляя службу статистики, железнодорожница проявила свои организаторские способности в совершенствовании статистического учета работы дороги и форм отчетности с применением электронно-вычислительной техники. При ее непосредственном участии был разработан пакет нормативных документов системы ДИСПАРК. Высокий профессионализм проявила Светлана Михайловна при создании группой авторов справочников железнодорожной статистики в международных организациях. Несколько лет она являлась официальным представителем Белорусской в Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, созданном в 1992 году. Такое объединение после распада СССР позволило успешно управлять эксплуатационной работой, что способствовало сохранению единого железнодорожного пространства. Значителен вклад Светланы Лосьмаковой и в укрепление сотрудничества в сфере перевозок, создание нормативно-правовой базы по разделению парка грузовых вагонов и обеспечению эффективной работы в международном сообщении. Ее труд был отмечен Почетной грамотой этого Совета.
В трудовой книжке железнодорожницы есть и запись из Главного расчетного информационного центра дороги. Там она два года занималась вопросами автоматизации учета грузовых вагонов.
По словам Светланы Лосьмаковой, ей довелось работать с прекрасными людьми. Это руководители Белорусской железной дороги разных лет – Евгений Юшкевич, Евгений Володько, Виктор Рахманько. Добрыми словами отзывается она о профессионалах своего дела, таких как Семен Береснев, Павел Покатаев, Алексей Фуренец, Татьяна Лытко, Алла Семуха, Ирина Елисеева. Всех этих людей объединяла общность интересов, стремление как можно больше сделать для развития магистрали.
На пенсию Светлана Михайловна вышла в 65 лет, и почти сразу ее избрали ответственным секретарем совета ветеранов Белорусской железной дороги. Четырнадцать лет она вела делопроизводство. Вместе с программистами Главного расчетного информационного центра разработала карту учета. Участие в реализации проекта приняли также председатель этой ветеранской организации Людмила Громыко и ветеран локомотивного депо Минск Галина Павлова.
Заслуги Светланы Лосьмаковой отмечены медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», знаками «Почетному железнодорожнику», «Отличник статистики» Госкомстата СССР. Она удостоена звания «Почетный ветеран» Белорусского общественного объединения ветеранов и Грамоты Организации ветеранов Белорусской магистрали.
Имея разносторонние интересы, Светлана Лосьмакова еще много лет назад поставила перед собой несколько целей: научиться шить, получить права на вождение автомобиля и освоить игру на гитаре. И всего достигла. Энергию и жизнелюбие сохраняет и сейчас, без дела не сидит. Интересуется новостями магистрали, читает газету «Железнодорожник Белоруссии», увлекается художественной литературой. «Не за горами весна, – улыбается Светлана Михайловна. – Скоро начнутся дачные заботы. Так что останавливаться некогда»…

Станислав
САВЧЕНКОВ

Яндекс.Метрика