8 Марта – День женщин
В череде праздников этот день – особенный. И неудивительно. 8 Марта знаменует не просто начало весны (пусть не по календарю, но по душевному настрою), а ожидание чего-то нового, светлого и радостного. Мир становится похожим на сказку, в которой возможно любое волшебство. Исполнить самое заветное желание? Легко! Особенно, когда речь идет о женщинах. Ведь именно ради них во все времена мужчины совершали подвиги, создавали шедевры, которые лучше иных слов говорили о чувствах и эмоциях. И, конечно, готовы ради любимых усыпать любую площадь миллионом алых роз.
Героини наших сегодняшних публикаций – очаровательные представительницы Белорусской железной дороги – безусловно, всегда рады вниманию. Комплиментам, цветам, подаркам… Но представительницами слабой половины их никак не назовешь. И сильны они не только духом, что подтверждают их необычные увлечения. Талантам, трудолюбию и целеустремленности этих железнодорожниц можно только позавидовать. С удовольствием рассказываем о них и присоединяемся к многочисленным поздравлениям по случаю замечательного и всеми любимого весеннего праздника – Дня женщин!
Высший пилотаж
«Уже зовет меня в полет мой дельтаплан…». Для молодого специалиста Воропаевской дистанции пути Натальи Орехво это не просто слова из песни, а руководство к действию. Для девушки подняться ввысь – значит стать сильнее, преодолев страхи.
– О том, что когда-нибудь решусь летать на мотодельтаплане и подумать не могла. С тех пор как во втором классе, оступившись, упала с лестницы, панически боялась высоты. И когда друг предложил записаться в аэроклуб, сразу отказалась, – вспоминает Наталья.
Вернулась к этой идее девушка в феврале 2019 года. В ее жизни произошел переломный момент, который заставил посмотреть на все под другим углом. Появилось желание рискнуть, попробовать себя в экстремальном увлечении, доказать в первую очередь самой себе, что может побороть детский страх. В то время Наталья училась в БелГУТе.
– Передо мной стоял выбор – парашют, параплан или мотодельтаплан. Предпочтение отдала последнему: конструкция с мотором вызывала больше доверия, – рассказывает с улыбкой Наталья. – На первых занятиях в аэроклубе мы осваивали теорию управления, затем тренировались на симуляторе. Когда потеплело, вышли на взлетную полосу бывшего военного аэродрома, что находится в Зябровке (Гомельский район). Сказать, что первый раз подняться, даже с инструктором, было страшно, – ничего не сказать! От волнения просто бросало в дрожь! Но когда ты в небе, ощущения действительно незабываемые, и их ни с чем не сравнить.
В аэроклубе Наталью научили азам полета, в воздухе отрабатывали различные упражнения. Собеседница уверяет, что мотодельтапланеризм затягивает:
– Тем, кто хоть однажды попробовал, хочется повторить. И неважно, боялся ли ты раньше высоты. Помню, как-то билетов на автобус не хватило, чтобы добраться из Гомеля до Зябровки. И мы с другом решили ехать поездом. Встали в три часа ночи, приехали на станцию. Дорогу до аэродрома точно не знали, ориентировались по карте. В итоге заблудились и часа три шли до цели. Промокли, устали, но это нас не остановило, мы полетали.
Наталья отмечает, что хрупкой девушке, особенно при сильных порывах ветра, управлять мотодельтапланом непросто: в этом деле нужны сильные руки. Поэтому и занятия волейболом, которым железнодорожница увлекается еще со школы, очень пригодились.
– Обычно полет занимает примерно восемь минут. Непередаваемые эмоции получаешь в тот момент, когда, набрав высоту, выключаешь двигатель, ловишь поток ветра и планируешь на свободном крыле, – с воодушевлением отмечает Наталья и делится мечтой: – Хочу когда-нибудь собрать свой(!) мотодельтаплан.
Возиться с техникой девушке по душе, любовь к этому занятию ей привил еще старший брат. Нравятся и чисто девичьи хобби – вышивка, плетение фенечек. А еще Наталья пишет стихи.
С гордостью молодой специалист рассказывает о своей профессии. Она, уроженка Воропаево, в семье первая железнодорожница. О том, что свяжет жизнь со стальной магистралью, решила еще в седьмом классе, причем обязательно хотела быть инженером.
– Мне было интересно узнать, как устроен процесс перевозок, часто ездила на поезде к бабушке, которая живет в Брестской области, – вспоминает Наталья.
Окончив школу, она поступила в БелГУТ, где получила диплом по специальности «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». С августа минувшего года Наталья Орехво трудится инженером производственно-технического отдела Воропаевской дистанции пути.
«Ты – это то, что ты делаешь», – таков принцип моей собеседницы. Руководствуясь им, Наталья и покоряет новые высоты, которых впереди у инициативной и целеустремленной девушки, без сомнений, еще много!
Екатерина ОСОВСКАЯ
Автоледи по имени Жанна
Разглядеть в хрупкой и женственной железнодорожнице Жанне Шабатько заядлую мотоциклистку и автолюбительницу очень трудно. Впервые на мотоцикл специалист по кадрам Барановичской дистанции электроснабжения села… в 11 лет.
– Водить учил брат в деревне у бабушки, – вспоминает Жанна. – Так как я была еще маленькая и не доставала ногами до земли, приходилось вставать на лавочку, чтобы тронуться с места. Страшно не было. Поначалу с братом катались на обычном папином «Минске», потом он купил спортивный, на котором мы объездили все ближайшие окрестности. Любовь к технике – это у нас семейное. Родители и дети – абсолютно все за рулем. Отец в свое время занимался ремонтом автомобилей. Первая машина – Volkswagen Jetta 1989 года выпуска – у нас появилась, когда я была в 5-м классе. Тогда же меня начали учить вождению. К окончанию школы уже появилась уверенность.
Права категории А и В Жанна получила одновременно в 18 лет. Оба экзамена прошла с первого раза. Посмотреть на смелую девушку тогда вышли практически все сотрудники межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГАИ Барановичского ГОВД. Как потом выяснилось, она стала первой представительницей слабого пола, которая сдавала экзамен на управление мотоциклом.
– Я была тогда еще совсем «зеленая», – с улыбкой говорит Жанна. – Это сейчас за плечами немалый водительский стаж, который позволяет управлять любой машиной, даже если впервые ее вижу и сажусь за руль. Механика или автомат, старая или новая модель – неважно. Я просто завожу мотор и еду, а не ищу в панике, где и как включить передачу (улыбается).
Железнодорожница с легкостью управляет также автобусом, гоняет на спортивных мотоциклах. До рождения дочери была постоянной участницей байкерских слетов, проходящих в Бресте и Несвиже. Сейчас мотоцикл Жанна делит с супругом.
– Прокатиться в выходной день – лучший отдых, – отмечает собеседница. – На девушку, управляющую мотоциклом, конечно, обращают больше внимания. В основном реакция положительная, частенько слышу «Вау! Круто!» или «Можешь прокатить?». Могу!
Не представляет сложности для героини определить технические неисправности транспортного средства. Многие мужчины признают, что она легко могла бы работать на СТО диагностом.
– К примеру, шумит подшипник или ролик, не работает амортизатор, трут тормозные колодки – это и многое другое могу определить, проехав один раз, – рассказывает Жанна Шабатько. – Однажды ко мне за советом обратился коллега – он не смог завести свою машину. Тогда не пришлось даже ничего самой смотреть. Просто уточнила, загорелись ли какие-либо датчики после того, как он вставил ключ в замок зажигания. Услышав отрицательный ответ, посоветовала проверить, не слетела ли клемма аккумулятора. На следующий день я узнала, что была права. Коллега долго этому удивлялся.
Кроме «начинки», девушка отлично разбирается в марках автомобилей и моделях, знает, пожалуй, все. Сама Жанна с детства – фанат BMW. Отмечает, что это очень красивые и быстрые машины, с задним приводом. Цвет железнодорожнице нравится не «девчачий» (например, красный), а «мужской» – черный. Салон – обязательно кожаный. В целом же предпочитает «большие брутальные автомобили».
– Стиль вождения раньше был под стать таким машинам – смелый, агрессивный. Сейчас он более спокойный, – говорит Жанна. – Автомобили и мотоциклы – мое хобби. Больше всего нравится сам процесс вождения, который доставляет мне огромное удовольствие. Движение, скорость, ощущение свободы и легкости – что может быть лучше? Обязательно научу дочку водить и машину, и мотоцикл, когда немного подрастет (сейчас Ксюше три годика). Мечтаю о том, чтобы она комфортно чувствовала себя за рулем любого транспортного средства вне зависимости от модели, времени года и суток. Чтобы не ощущала страх или панику, а так же как и я – восторг и радость. Сама, если будет возможность, хотела бы научиться управлять самолетом и попробовать себя в роли пилота.
Анастасия МЕЛЕХОВА
Путь в надежных руках
Вот уже 22 года ее рабочие дни проходят под стук колес и сигналы поездов. И все это время дорожный мастер Осиповичской дистанции пути Оксана Попова занимается, казалось бы, не совсем женским делом. Но именно оно придает бодрость и силы.
– Ни разу не пожалела, что выбрала эту работу. Что она тяжелая – тоже не чувствовала, – рассказывает Оксана Александровна. – Просто я люблю то, что делаю.
Для железной дороги внимание к мелочам – не пустяк, и зоркий женский взгляд с известной долей придирчивости здесь очень кстати.
– В 1999 году окончила Харьковскую академию железнодорожного транспорта. Получила специальность «инженер-строитель» и вернулась в родной Слуцк, – делится Оксана Попова.
Начинала с должности начальника участка на местном предприятии промышленного железнодорожного транспорта. В 2003 году оно было реорганизовано и вошло в состав Осиповичской дистанции пути. Оксана Попова стала дорожным мастером. В зоне ответственности 22-го околотка – пути необщего пользования сахарного завода и 17 км главного хода. В подчинении у Оксаны Александровны 18 человек: 3 бригадира и 15 монтеров пути. Трудятся успешно (в прошлом году средняя балльность составила 23 при плане 45).
– Коллектив у нас очень дружный. Это профессионалы и просто хорошие люди. И все мужчины, – улыбается железнодорожница. – Главное – найти контакт, а мужчина это или женщина, не так уж важно. Мы отличная команда. Могу похвалить, а могу и поругать. Важно, чтобы это было справедливо.
Труд Оксаны Поповой неоднократно поощряло руководство дистанции и дороги. А в канун нового года она получила нагрудный знак отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени. Сейчас в Осиповичской дистанции пути лишь две женщины трудятся дорожными мастерами.
– В детстве моя мама говорила, что «не в то тело душа попала», – смеется железнодорожница. – Всегда нравилось все, что связано с техникой. С отцом, например, любила чинить мотоцикл. Сейчас с удовольствием вожу машину. Да и характер… Я привыкла все держать под контролем. И на работе, и дома.
Муж Оксаны Александровны тоже трудится на дороге. Но все рабочие вопросы у супругов принято оставлять за порогом дома. Может быть, в этом и есть секрет семейного счастья? Воспитывают они двоих детей. Сыну Илье
17 лет, учится в колледже. Дочери Софии – 5. Растет творческой личностью и этим очень похожа на маму.
– Чего я только не умею! – рассказывает Оксана Александровна. – Могу и рисовать, и шить, и вязать. Даже музыкальную школу окончила по классу баяна, только давно не брала этот инструмент в руки – времени не хватает. А еще с удовольствием готовлю. И обязательно делаю домашние заготовки на зиму.
Возле дома много цветов. Любимые – розы. Жену и маму с праздником поздравят домочадцы. Муж – удивит подарком, а дети…
– Они мне всегда дарят цветы. И по поводу, и просто так. Даже на прогулке – обязательно хоть один цветок или красивый листик, но будет мой, – говорит железнодорожница.
Конечно же, 8 марта прозвучат добрые слова и от мужчин 22-го околотка. Такое внимание, признается Оксана Александровна, уже стало нормой: «И с днем рождения друг друга поздравляем, и по другим поводам. Стараемся жить дружно».
Елена ВЕТРОВА
Рыбачка Наталья
Не каждая женщина проснется в пять утра, чтобы пойти на рыбалку. А вот экономист финансово-экономического отдела Гомельского отделения Наталья Бабшукова ради любимого увлечения может и вовсе не спать всю ночь. У нее просто сердце замирает в ожидании улова даже при еле заметном вздрагивании поплавка.
– Я очень люблю природу. А вид реки с утра просто вызывает восторг: рассвет, тишина и дымка над водой, – говорит гомельчанка. – Для меня такой отдых – лучший способ привести мысли в порядок и зарядиться энергией на предстоящую трудовую неделю. А еще можно понаблюдать за окружающим миром, послушать пение птиц. Однажды на рыбалке видела, как бобры строили плотину.
Впервые удочку Наталья взяла в руки в 10 лет, когда приехала погостить на дачу к бабушке и дедушке. Тот, заметив у внучки интерес к этому занятию, научил правильно забрасывать снасти, паять мормышки, вязать поводок, спускать лодку на воду. Собеседница с улыбкой вспоминает: в поиске дождевых червей могла весь огород перекопать, за что часто получала нагоняй от взрослых.
Все летние каникулы Наташа проводила на берегу Сожа с удочкой в руках. И теперь, как только открывается рыбный сезон, железнодорожница каждые выходные спешит на дачу. С вечера проверяет все снасти, лодку, готовит наживку. Собеседница уверенно рассказывает про катушки, крючки, блесны, грузило. А еще отлично знает, что перловкой и пшеном можно не только семью накормить, но и «заинтересовать» пескаря, подлещика или плотву. Кашу запаривает, как дедушка учил – в большом термосе.
Тому, кто не увлечен рыбалкой, сложно понять, как можно неподвижно сидеть и смотреть на поплавок, гибкую вершинку фидера или колокольчик. Но эмоций и адреналина рыбалка дарит немало. Особенно, когда удается поймать крупную рыбу. В основном Наталья ловит на удочку с берега или лодки, иногда ставит фидер или забрасывает спиннинг. А вот на зимнюю рыбалку, признается, ни разу не ходила.
– Все снасти покупаю в обычных рыболовных магазинах. И отмечу, что клев не зависит от того, сколько они стоят. Если клюет, то клюет на любую удочку, – рассуждает собеседница. – Хотя на улов влияет многое – от крючка до прикормки. Современная рыба очень капризная. А вот в приметы, касаемые погодных условий, я не верю. Вот случай из собственной практики. Только забросила удочки, как небо заволокло грозовыми тучами. Опытные рыбаки говорят, что в такую погоду рыба уходит на дно. А у меня наоборот: только успевала наживку менять.
В тот раз Наталья наловила несколько килограммов уклейки. Были в ее «коллекции» килограммовые язи и карпы. Но обычный улов – плотва. Как правило, рыбу железнодорожница солит и сушит. Муж и сыновья Натальи ее увлечение поддерживают и даже могут составить компанию. Но все-таки заядлый рыбак в семье Бабшуковых – мама Наташа.
– Каким будет улов, неважно, – получаю невероятное удовольствие от самого процесса! Словами это не опишешь! Когда я поймала первого зеркального карпа, эмоции били через край. Были в моей практике и забавные случаи. Как-то поехала с друзьями на платный водоем за карпами, а вытянула щуку. К сожалению, не могу похвастаться какими-то эпичными трофеями. Пока еще не доводилось ловить сомов или гигантских судаков.
Я сильно к этому не стремлюсь. В первую очередь еду на рыбалку отдохнуть душой, отстраниться от проблем.
Лидия СЕРГЕЕВА
Самая сильная
Первый весенний праздник у оператора СТЦ станции Брест-Восточный Татьяны Неред ассоциируется с теплом, любимыми розами, хорошим настроением и улыбками. И хотя 8 Марта она частично проведет на рабочем месте (заступает в ночную смену), уверена, что в этот день ее обязательно поздравят коллеги-железнодорожники.
Татьяна всегда с нетерпением ждет весну, и особенно дорог ее сердцу праздник 8 Марта. Этот день она старается проводить дома в кругу семьи.
– Нас с мамой Лидией Константиновной поздравляет мой брат Виктор, обязательно дарит весенние цветы, – говорит Татьяна Неред. – Мы накрываем стол и готовим вкусный обед. Считаю себя счастливым человеком – и на работе, и дома у меня полная гармония.
Моя собеседница охотно делится с окружающими теплом своей души и всегда излучает позитив. Она ответственно относится к работе, большое внимание уделяет и своему увлечению – гиревому спорту. Многие мужчины искренне недоумевают, как девушка поднимает такие тяжести. Но зная ее характер и желание добиваться спортивных высот, все становится очевидным.
– В первой декаде марта планирую участвовать в республиканских соревнованиях, которые пройдут в Щучине, – рассказывает героиня публикации. – Моя цель на этих стартах – звание абсолютной чемпионки Беларуси в упражнении «длинный цикл». В прошлом году мне не хватило совсем немного, я сделала на три подъема меньше, чем моя соперница. На предстоящем турнире меня будет поддерживать тренер – составитель поездов станции Брест-Восточный Александр Глущенко, постоянный победитель дорожных соревнований по гиревому спорту.
Именно он в свое время посоветовал Татьяне попробовать себя в этой дисциплине. Вначале она подумала, что шутка, но железнодорожник настаивал. Девушка рискнула и с 2013 года уже не представляет себя без этого скорее мужского, чем женского увлечения.
В настоящее время спортсменка является восьмикратной чемпионкой Беларуси по гиревому спорту. Своим самым серьезным достижением считает победу в международном полумарафоне в Минске несколько лет назад. Тогда 12-килограммовую гирю в течение 30 минут она подняла 541 раз(!)
с одной сменой рук. В планах на этот год – выполнить норматив мастера спорта. А к этому нужно, конечно же, серьезно готовиться. Татьяна тренируется три дня в неделю, а перед соревнованиями – пять. Она считает, что спорт помогает в работе – придает уверенности, способствует концентрации внимания на деталях.
Родом Татьяна из Бреста. В 2005 году она окончила Брестский техникум железнодорожного транспорта, а позже заочно и БелГУТ. Почти шестнадцать лет трудится оператором СТЦ станции Брест-Восточный. Профессионалом высочайшего класса считает начальника этого подразделения – Юлию Николаенко, которая заботится о коллективе, всегда помогает советом. С большим уважением Татьяна Неред относится и к своему наставнику – старшему оператору СТЦ Ирине Ждан, которая многому научила: оформлению документов, работе с другими смежными службами. Именно Ирина Петровна готовила девушку для участия в дорожном конкурсе «Лучший по профессии», в котором в 2016 году она одержала победу.
Юрий ФЕДОРЕНКО