Судьба машиниста
Трудиться с полной отдачей, все делать на совесть и никогда не унывать – этим жизненным принципам Николай Евлаков не изменяет на протяжении всей жизни. Ветеран войны и труда локомотивного депо Орша сегодня празднует 95-летие.
Более полувека юбиляр посвятил локомотивному хозяйству и ушел на заслуженный отдых в 77 лет! В его трудовой книжке в разделе о поощрениях и наградах нет чистых строк: премии, почетные грамоты, благодарности. Но своей главной жизненной заслугой ветеран считает семью. Николай Николаевич – глава уважаемой в Оршанском узле железнодорожной династии. Оба его сына, Александр и Николай, окончили БИИЖТ и много лет отработали в локомотивном депо Орша. По стопам отца пошла и дочь Татьяна.
– В нашей семье все были железнодорожниками. Мама Елена Александровна трудилась телефонисткой на коммутаторе в местной дистанции сигнализации и связи. Ее отец – мой дедушка Александр Николаевич – был начальником отдела кадров Оршанского отделения Западной железной дороги. Тетя и ее муж тоже работали на магистрали, – вспоминает Татьяна Николаевна. – Даже в выходные у нас дома шли разговоры о железной дороге. И разве я могла выбрать другую профессию? Кстати, мой сын Павел Баглай сейчас дежурный по станции Орша-Восточная.
Николай Евлаков – богатый дедушка и прадедушка: у него 5 внуков и 9 правнуков. Не исключено, что кто-то из ребят выберет железнодорожную стезю. А вот сам собеседник признается, что даже не предполагал, что окажется на стальной магистрали.
– Я ведь родом из Воронежской области России. Рядом с моим родным селом Коротояк протекает река Дон, – вспоминает ветеран. – До войны успел окончить семь классов и мечтал учиться дальше. Но все изменила война.
День в июле 1942-го, когда в село пришли немецкие солдаты, железнодорожник помнит ясно, словно это было вчера. В той местности шли ожесточенные бои. Советские войска, закрепившись на левом берегу реки, не подпускали фашистов к воде и постоянно их обстреливали. Оккупанты шли на разные хитрости. Так, мыть на берегу своих тягловых лошадей заставили 16-летнего Николая. И позже подросток не раз был на волосок от гибели.
– Однажды сказали молодежи явиться на уборку снега. Но на сборном пункте всех осмотрели, сделали какие-то уколы, – вспоминает ветеран. – Когда дошли до соседней области, понял, что, вероятно, нас собираются куда-то отправить. Во время очередного привала во дворе частного дома вместе с другом смогли незаметно спрятаться в сарае. Тогда стояли лютые морозы. Я получил серьезное обморожение, заболел тифом.
После освобождения села в декабре 1943-го Николая призвали в армию. Направили в дивизию НКВД по охране особо важных объектов и железной дороги, дислоцировавшуюся в то время в подмосковном поселке Малаховка. Молодой боец изучил основы радиотелеграфии, азбуку Морзе. В 1944 году их дивизию перебросили в Могилев. В то время в прифронтовой полосе действовало немало диверсионных формирований. Ими занимался отдел военной контрразведки, или так называемый СМЕРШ. Николай Николаевич передавал оперативникам зашифрованные телеграммы и телефонограммы. Это набор цифр и символов, важность которых в военное время сложно было переоценить. Помимо прямых обязанностей в составе наряда войск НКВД телеграфист участвовал в оперативной работе.
В 1946 году одно из подразделений, куда попал и Евлаков, направили в Оршу. Лишь в 1951-м Николай Николаевич вернулся к гражданской жизни. Тогда же героя нашла и его первая награда – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Сегодня она занимает почетное место на лацкане парадного пиджака рядом с десятком других – военных и трудовых, среди которых знак «Отличный связист», «Отличный паровозник» и орден Трудового Красного Знамени.
После демобилизации Николай Евлаков устроился в паровозное депо имени К. С. Заслонова. Работал кочегаром на паровозе, помощником машиниста.
С переходом на тепловозную тягу активно осваивал тепловоз, а параллельно заочно учился в Оршанском техникуме железнодорожного транспорта. 20 лет Николай Николаевич трудился машинистом, а после выхода на заслуженный отдых еще более десяти лет – машинистом котельной установки.
В свои 95 лет ветеран войны и бодр, и в хорошем настроении. По мере сил хлопочет на приусадебном участке.
– Папа может грядку вскопать, посадить семена на рассаду. Раньше очень любил ходить за грибами и ягодами, – отмечает дочь Татьяна. – Зимой в основном читает, следит за новостями и с нетерпением ждет каждый выпуск отраслевой газеты «Железнодорожник Белоруссии».
Лидия СЕРГЕЕВА