Апрель
Ср
14
2021

Сохраняя сплоченность

Для того, чтобы добиться весомых результатов в кадровой политике и идеологии, необходимо на каждом предприятии привлекать к их решению всю управленческую вертикаль. На этом сделал акцент заместитель начальника Белорусской железной дороги Петр Стоцкий, открывая совещание, посвященное анализу кадровой и идеологической работы в ушедшем году и определению задач на текущий. Мероприятие прошло в режиме видеоконференции.

Железнодорожники возлагают цветы у стелы «Минск – город-герой» в рамках республиканского молодежного проекта «Поезд «#Беларусь. Моладзь. Натхненне». Июль 2020 г.

Деятельность магистрали в 2020 году осуществлялась в крайне неблагоприятных условиях, возникших на фоне пандемии COVID-19. Мировой кризис, ограничительные меры и закрытие границ вызвали резкие и значительные колебания в объемах перевозок, особенно в пассажирской сфере. Об этом напомнила первый заместитель начальника службы организационно-кадровой работы Наталья Артеменко, оценивая эффективность кадровых подразделений за обозначенный период. Сложившаяся ситуация обусловила необходимость сокращения издержек по всем направлениям, в том числе и приведения численности персонала к соответствию объемам выполняемых работ. Эта задача решалась преимущественно за счет естественного оттока кадров при сохранении наиболее квалифицированных специалистов, а также введения определенных ограничений при приеме новых работников.
Сегодня списочная численность железнодорожников составляет 71,1 тыс. человек. При этом коэффициент оборота кадров остался на уровне 2019 года. Среди положительных моментов Наталья Николаевна отметила постоянный рост образовательного уровня тружеников магистрали, который наблюдается на протяжении последних пяти лет по всем категориям работников. Что особенно актуально в условиях инновационного развития Белорусской железной дороги, когда ставка делается на высококвалифицированных специалистов. Не менее важная задача – сокращение доли «практиков» (руководителей и специалистов, не имеющих необходимого высшего или среднего специального образования). В 2020 году их количество уменьшилось на 6,3%, а по итогам 2021-го ожидается снижение еще почти на 19%.
По стажу работы в отрасли наиболее многочисленной является группа профессионалов, которые трудятся на магистрали 10 – 20 лет (это почти треть всего коллектива). По возрасту – группы 30 – 39 лет и 40 – 49 лет (на каждую приходится по 28%). Число достигших в прошлом году общеустановленного пенсионного возраста уменьшилось на 21,5% и сегодня составляет 3,5% от всех занятых в сфере железнодорожного транспорта. Согласно прогнозам, в текущей пятилетке ежегодно общеустановленного пенсионного возраста будут достигать в среднем около 1,5 тыс. человек. Восполнение профессиональных кадров происходит в том числе за счет притока молодых специалистов (порядка тысячи человек в год). Обязательство по их трудоустройству Белорусская железная дорога выполняет в полном объеме.
Наталья Николаевна отметила, что кадровые подразделения выполняли задачи по обучению и развитию персонала. Приостановка в первом полугодии 2020-го (в связи со сложившейся в стране эпидемиологической ситуацией) направления работников на переподготовку и повышение квалификации значительно повлияла на выполнение утвержденных планов профессионального обучения и образования. Обучение по различным образовательным программам прошли порядка 9 тыс. работников магистрали, это на 2 тыс. человек меньше в сравнении с 2019 годом.
В целях дальнейшего развития существующей системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в Дорожном центре по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров проведена необходимая работа по внесению изменений и дополнений в специальное разрешение (лицензию) на осуществление образовательной деятельности, позволившие проводить обучение в дистанционной форме, что особенно актуально в условиях пандемии.
В своем выступлении Наталья Николаевна затронула вопросы трудовой дисциплины, отметив рост в прошлом году выявленных нарушений на 1,7%. Вместе с тем, число прогулов и появлений на работе в состоянии алкогольного опьянения снизилось. «Вопросам трудовой дисциплины необходимо уделять самое пристальное внимание и в текущем году», – подчеркнула докладчик. Также она рассказала о моральном и материальном стимулировании тружеников и передовиков магистрали, поощрении победителей конкурсов профессионального мастерства среди представителей массовых профессий. В завершение Наталья Николаевна обратила внимание коллег на недочеты в работе кадровых подразделений, указала на необходимость проведения аудита работы с кадрами, устранение имеющихся недостатков.
Со своей стороны заместитель начальника Белорусской железной дороги Петр Стоцкий призвал улучшить работу с молодежью, особенно молодыми специалистами, закреплять их в кадровом реестре, создавать необходимые условия для карьерного роста, проявлять больше внимания и заботы в плане социальной поддержки. Они – будущее нашей магистрали.
О результатах деятельности идеологической вертикали дороги участников совещания проинформировал начальник отдела идеологии и социально-культурной работы Андрей Боровой. Он отметил, что в прошлом году на профильные подразделения также повлияла сложная экономическая, эпидемиологическая и общественно-политическая обстановка в стране. Были допущены серьезные упущения и недостатки в работе. Выводы сделаны: в текущем году необходимо особое внимание уделять мониторингу морально-психологического климата в трудовых коллективах, гражданско-патриотическому воспитанию работников. Не допускать формализма при проведении Дней информирования, компетентно разъяснять работникам нормы действующего законодательства.
– И все же, несмотря на все трудности, коллектив Белорусской железной дороги сохранил сплоченность и преданность стальной магистрали, проявил мудрость и принципиальную гражданскую позицию, направленную на укрепление суверенитета и независимости нашего государства, мира и согласия в обществе. Все поставленные задачи по бесперебойной перевозке пассажиров и грузов выполнены в полном объеме, – подчеркнул выступающий.

В 2020 году на дороге прошли мероприятия, приуроченные к празднованию 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, к 65-летию Детской железной дороги, 115-летию профсоюзного движения, 60-летию Дорожной организации Красного Креста, а также конкурсы профессионального мастерства и ряд других.

Все они были организованы на достойном уровне, с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и мер, предусмотренных дорожным штабом по противодействию распространения коронавирусной инфекции. «Забота о здоровье и сохранении профессионального долголетия тружеников отрасли была и остается одним из важнейших приоритетов идеологической работы», – отметил Андрей Павлович. Он напомнил о том, что в санаториях и оздоровительных центрах Белорусской магистрали с успехом применяются специальные программы реабилитации для пациентов, которые перенесли пневмонию, вызванную COVID-19. А также рассказал, что Дорпрофсож продлил действие своей инициативы по возмещению расходов на оплату путевки для данной категории членов профсоюза на апрель 2021 года.
Среди приоритетных направлений идеологической работы на Белорусской железной дороге особое место занимает реализация государственной молодежной политики. Она предусматривает патриотическое воспитание молодежи, создание условий для ее всестороннего развития, укрепления здоровья, участия в культурно-спортивных мероприятиях, оказания помощи ветеранам и многие другие аспекты. Мероприятия реализуются в тесном взаимодействии с отраслевым комитетом ОО «БРСМ», профсоюзными, ветеранскими объединениями, Дорожной организацией Красного Креста. Сегодня в рядах БРСМ более 5,6 тыс. человек из числа работающей молодежи отрасли. Эта цифра немного меньше, чем в 2019-м и обусловлена уменьшением общей численности работников дороги в возрасте до 31 года. Обращаясь к коллегам, Андрей Боровой указал на упущения в работе с молодежью и потребовал принять исчерпывающие меры по ее совершенствованию и выведению на новый уровень.
В прошлом году продолжалась работа по укреплению положительного имиджа дороги, сохранению ее богатой истории. На магистрали чтят свои славные трудовые династии. Особо бережное отношение – к ветеранам войны и труда. К сожалению, время неумолимо, и живых свидетелей той страшной войны становится все меньше. На 1 января 2021 года на учете состояло 122 ветерана Великой Отечественной (годом ранее 188). Это золотой фонд магистрали. На дороге действует комплексная программа «Забота» по адресной социальной поддержке неработающих пенсионеров. В прошлом году на ее мероприятия было направлено 7,3 млн. рублей, в том числе более 2,4 млн. рублей на оказание единовременной материальной помощи. В 2021 году сохранены все предусмотренные этой программой гарантии и преимущества.
Поддерживает дорога и многодетные семьи. Сегодня на стальной магистрали трудятся 802 многодетные матери и почти 1670 многодетных отцов. Также в своем выступлении Андрей Павлович остановился на теме проведения подписной кампании и взаимодействия со СМИ. Он отметил, что в 2020 году были созданы официальные страницы Белорусской железной дороги в социальных сетях и мессенджерах. Продолжалась работа по развитию проекта корпоративных видеоновостей.
Определяя задачи для идеологической вертикали, Андрей Боровой напомнил, что 2021-й объявлен Годом народного единства, и потребовал организовать все предусмотренные мероприятия на надлежащем уровне. С особым вниманием также необходимо отнестись к организации тематических акций, приуроченных к скорбной для каждого жителя нашей страны дате – 80-летию с начала Великой Отечественной войны. Помимо этого, в 2021-м будут проводиться мероприятия, посвященные празднованию 150-летия с момента открытия железнодорожного сообщения между Москвой и Брестом и ряд других. При их подготовке необходимо помнить о соблюдении санитарно-эпидемиологических требований.
В завершение Андрей Павлович еще раз подчеркнул важную роль идеологической вертикали в сохранении стабильного морально-психологического климата в трудовых коллективах, в работе с молодежью, в укреплении положительного имиджа дороги, и выразил уверенность, что профильные специалисты справятся с поставленными задачами. Повышения качества работы по всем направлениям и в первую очередь в вопросах реализации молодежной политики потребовал и заместитель начальника дороги Петр Стоцкий. Шире привлекать к патриотическому воспитанию молодого поколения ветеранские и профсоюзные организации, другие общественные объединения. Также на особом контроле должно быть качество патриотических мероприятий.

Яндекс.Метрика