Сентябрь
Пн
27
2021

По-прежнему в гуще событий

Почетный железнодорожник, один из наиболее уважаемых ветеранов Объединенной районной профсоюзной организации Гомельского отделения Наталия Ивановна Сергиенко вчера отпраздновала 95-летие.

Посвятив немало лет решению социальных вопросов и защите интересов человека труда, она и сегодня не изменяет своим принципам: быть в гуще событий и помогать каждому, кто в этом нуждается. Вот и в свой день рождения, приняв подарки и поздравления от совета ветеранов и райпрофсожа отделения, многочисленных родных и друзей, коллег-ветеранов, именинница первым делом интересуется новостями о железной дороге и профсоюзной жизни. Разговоры о настоящем плавно перетекают в воспоминания о работе на стальной магистрали.
О ней юбиляр говорит с восхищением, теплотой и… ноткой легкой грусти. Слушая ее рассказ о семье и отце-железнодорожнике Иване Лысенко, о профсоюзных буднях, убеждаешься: другую сферу она выбрать и не могла. Свою родословную семьи ветеран знает до седьмого колена: составила три генеалогических древа и бережно хранит все документы и фотографии.
– Мой прадед Ефим Михайлов построил в деревне Титенки (сейчас часть современного Гомеля) добротный дом, обзавелся хозяйством, вырастил четырех сыновей, – рассказывает собеседница. – А судьбу каждого из них определил жребий: на четырех листах отец написал «государева служба», «пахарь», «лавочник» и «машинист паровоза». Дед Максим очень хотел быть машинистом (в то время об этом грезили все мальчишки), но ему досталась «государева служба». Он стал наездником царской упряжки, унтер-офицером лейб-гвардии Кирсановского ее Величества полка. Был удостоен звания «Почетный гражданин России». После революции дед вернулся в Гомель. Здесь его дочь – моя мама Мария – встретила железнодорожника, профсоюзного лидера и общественного активиста Ивана Лысенко. Сегодня его портрет можно увидеть в Галерее славы и почета музея истории Гомельского отделения.
К слову, дед по отцовской линии Федор Данилович тоже был железнодорожником – трудился столяром в железнодорожных мастерских. Ныне потомки нашей династии в четвертом и пятом поколении работают на предприятиях Белорусской магистрали.
Войну Наталия Сергиенко вместе с мамой пережила в Гомеле. Когда в ноябре 1943 года в город вошли бойцы Красной армии, по вспоминаниям ветерана, областной центр напоминал пепелище – все было в руинах или частично разрушено. Но люди потянулись в освобожденный город. Жили в землянках, в остатках сожженных зданий. Очищали улицы, отстраивали дома и предприятия. На десятый день после освобождения Наталию пригласили в полевой комсомольский штаб, а уже 7 декабря 1943-го приняли в комсомол. В тот же день девушка подала документы в отраслевой техникум.
Железнодорожная биография Наталии Сергиенко началась в 1948 году. Она была весовщиком на станции, затем там же работала товарным кассиром, оператором, техником. Успевала заниматься и общественной деятельностью. Коллеги оценили принципиальность и ответственность молодой активистки и избрали ее секретарем комсомольской организации, а в 1949-м уже освобожденным секретарем комитета комсомола Гомельского железнодорожного узла. Затем была плодотворная деятельность в Железнодорожном райкоме комсомола Гомеля, позже она стала секретарем парткома Гомельского резерва проводников. 22 года работала на штатной профсоюзной должности. Из них 15 лет – секретарем райпрофсожа Гомельского отделения.
Радости и трудности человека труда Наталия Ивановна всегда воспринимала как свои собственные, как то, что требует обязательного участия и своевременного решения, не боялась браться за спорные вопросы.
– Я знала, у меня есть долг перед людьми, перед коллективом, перед собой, – отмечает собеседница. – А еще моя деятельность всегда была творческой, интересной, полной задумок, но в то же время очень ответственной и многозадачной. Профсоюзы вместе с руководителями предприятий решали вопросы повышения производительности труда, внедрения передовых технологий, социальные и бытовые проблемы работников.
При непосредственном участии Наталии Сергиенко создавались школы передового опыта, методические советы из числа ведущих специалистов предприятий, уделявшие особое внимание вопросам безопасности движения поездов, подготовке кадров. На базе Гомельского отделения проводились всесоюзные, сетевые и республиканские семинары, совещания председателей профсоюзных организаций железных дорог СССР.
Значимую роль профсоюзы сыграли в период, когда активно поднимали общеобразовательный уровень. На базе отраслевых предприятий были организованы вечерние школы рабочей молодежи (на вагоноремонтном заводе) и классы посменной школы (в локомотивном депо Гомель и резерве проводников).
В июне 1965 года первых отдыхающих принял тогда еще санаторий-профилакторий вагоноремонтного завода. Это была первая отраслевая здравница на сети железных дорог СССР. Она располагалась в черте города, и работники могли пройти здесь курс лечения и оздоровиться без отрыва от производства.
– Решались и другие социальные проблемы: были сданы в эксплуатацию семь типовых детских дошкольных учреждений, силами предприятий Калинковичского узла на берегу озера Литвин построены корпуса пионерского лагеря «Лесная сказка» на 120 мест, – отмечает Наталия Ивановна.
Большое внимание уделялось спортивно-массовой жизни рабочих: при Дворце культуры железнодорожников и узловых клубах были созданы секции и кружки, творческие объединения, коллективы художественной самодеятельности, многие из которых получили звания народных. На предприятиях открывали уголки и комнаты-музеи боевой и трудовой славы, проводились творческие вечера, субботники, маевки, встречи ветеранов с молодежью, чествования представителей железнодорожных династий.
В 1984 году Наталия Сергиенко вышла на пенсию. Но сидеть сложа руки – не в ее характере. Несмотря на почтенный возраст, женщина остается активным участником профсоюзных и ветеранских мероприятий, но больше всего любит, как сама признается, принимать гостей.

Лидия
СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика