Сентябрь
Пн
27
2021

Сокращая расстояния, соединяя судьбы

Это событие во всех смыслах стало знаковым. Полтора столетия назад, в ноябре 1871 года, оно открыло новую эру в развитии белорусских земель, промышленности, укреплении торговых связей с другими частями Российской империи и зарубежными странами.

Должностной знак кондуктора Московско-Брестской
железной дороги

Некоторое время эта дата служила точкой отсчета в истории Белорусской железной дороги. Через сто лет после этого события наша магистраль была удостоена высокой награды – ордена Ленина – Указом №2357-VIII Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1971 года.
Сегодня это направление – часть II Общеевропейского транспортного коридора, значение которого для развития экономики Беларуси и России сложно переоценить. Но, пожалуй, гораздо важнее то, что главная задача линии – сокращать расстояния, объединять судьбы людей – осталась неизменной и спустя 150 лет.
Данной публикацией мы открываем рубрику, посвященную этой знаменательной дате. Вспомним интересные факты, связанные с этой дорогой, расскажем о ходе строительства участков и развитии Московско-Брестской магистрали, о подвижном составе, канувших в Лету железнодорожных профессиях, первоначальных названиях станций. И, конечно, о людях, которые своим трудом создавали историю – не только дороги, но и всей страны.
…Вторая половина XIX века отмечена в Российской империи интенсивным строительством железных дорог. Их преимущества были неоспоримы даже для убежденных скептиков. Особенно после Крымской войны 1853 – 1856 гг., которая наглядно показала, что гужевого транспорта уже недостаточно для эффективного снабжения воюющей армии. Неудивительно, что российский император Александр II вскоре после войны учредил особый железнодорожный фонд, а затем и Министерство путей сообщения. Царское правительство всячески поощряло строительство магистралей. Не стала исключением и территория современной Беларуси.
Подчеркнем, что первой линией, проложенной по белорусской земле, стал участок протяженностью 32 км Гродно – Поречье Петербурго-Варшавской магистрали. 27 декабря (16 декабря по старому стилю) 1862 года он был введен в постоянную эксплуатацию. Именно эта дата сегодня считается днем рождения Белорусской железной дороги.
Петербурго-Варшавская магистраль проходила через Гатчину, Лугу, Псков, Остров, Двинск, Вильно, Гродно, Белосток. Ее протяженность составляла 1280 км. Она имела двухпутное земляное полотно и однопутное верхнее строение. Эта железная дорога стала четвертой по счету, которую начали строить в Российской империи (после Царскосельской, Петербурго-Московской и Варшаво-Венской).

Чертеж локомотива серии IV Московско-Брестской магистрали (из альбома чертежей сооружений Российских железных дорог. 1872 год)

Затем начали строить другие дороги, которые связывали центральные районы России с западными губерниями и портами Балтики, – Риго-Орловскую, Либаво-Роменскую, Полесские.
И все же особое место в этом перечне принадлежит Московско-Брестской. Это казенная дорога, проходившая по территории Московской, Смоленской, Могилевской, Минской и Гродненской губерний России, связала Московский промышленный район с западной границей и западноевропейскими государствами. Ее длина составляла 1100 км.
Историю этой магистрали не назовешь простой.
…В 1865 году в Российской империи был утвержден план сооружения 7117 километров железных дорог. Строительство велось активно. Прирост сети ежегодно составлял 1-2 тыс. километров. Между губерниями существовала конкуренция за право получения высочайшего соизволения и денежных средств на прокладку магистралей именно в их местности.
Так, Смоленское и Московское земства приводили свои аргументы в пользу трассы от Москвы до Смоленска с соединением линии с Николаевской магистралью. Акцент делали на том, что новая линия впоследствии может связать Белокаменную с Варшавой.
Московско-Брестская железная дорога появилась не сразу. Первым был участок от Белокаменной до Смоленска.
Еще в марте 1867-го Московское и Смоленское земства ходатайствовали перед правительством о выдаче концессии на сооружение железной дороги Москва – Смоленск. В октябре 1868 года было принято высочайшее решение о ее строительстве. Это было очень значимое для края событие. В телеграмме председателя губернского земского собрания в уездные управы сообщалось: «Таким образом, завершено дело, от которого зависит возрождение Смоленской губернии, дело историческое, которое имеет неисчислимые последствия для блага… всей России: от Московско-Смоленской дороги будут не одни материальные выгоды, вместе с тем она должна иметь нравственное влияние на весь ход русской истории и на дальнейшие судьбы русского народа».
Губернское земское собрание постановило ходатайствовать перед государем императором о присвоении железнодорожной линии от Москвы до Варшавы имени Александровской «…в воспоминание особого покровительства и благоволения Его Величества к этому делу». Однако это не нашло отклика у руководства страны. Интересно, что спустя десятилетия, в 1912 году, Московско-Брестская дорога все-таки стала Александровской. Правда, ее переименовали в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года в честь Александра I, а не Александра II.

Вокзал в Смоленске. Конец XIX столетия

1867 год выдался неурожайным – продолжительные дожди и ранние морозы повредили озимые. Поэтому правительство признало необходимым для обеспечения занятости населения Смоленской губернии начать сооружение дороги, не дожидаясь утверждения концессии. Нужные средства были выделены.
18 апреля 1868 года Министерство внутренних дел дало разрешение приступить к земляным работам стоимостью 300 тыс. рублей. С подрядчиками были заключены договоры на строительство 82 верст (1 верста равнялась 1,0668 км). При возведении учитывались формы и размеры денежной компенсации землевладельцам за отчуждение у них земли. Кроме того, выплачивали соответствующие суммы за снос строений.
Объявили конкурс на строительство Московско-Смоленской железной дороги. Претенденты должны были обосновать стоимость прокладки одной версты. Самой высокой оказалась цена 60 тыс. рублей, а наиболее низкой – 53 тыс. 290 рублей. Ее предложило частное общество, учредителями которого являлись Рижский торговый дом Александра Шепелера и К°, а также банкирский дом братьев Зульцбах из Франкфурта-на-Майне. Они и выиграли конкурс.
Победители взяли обязательство в течение трех месяцев после подписания концессии создать акционерное общество Московско-Смоленской железной дороги. Оно должно было строить линию за свой счет и под свою ответственность при дальнейшем владении ею в течение 81 года. Открыть дорогу для движения планировалось не позднее трех лет со дня утверждения концессии. Также акционерное общество обязывалось снабдить дорогу подвижным составом в количестве 65 паровозов, 180 пассажирских и 975 товарных вагонов. Обществу предоставлялась льгота по безвозмездной передаче ему невозделанных безлесных земель в полосе отвода. На прилегающих к дороге казенных землях разрешалось бесплатно добывать камень, песок, глину и известь.
Кроме того, общество брало обязательство перевозить войска и арестантов со скидкой 75% от утвержденного тарифа и бесплатно – почту и сопровождающих лиц.
Для контроля над ходом строительства, а затем и эксплуатацией железной дороги МПС утвердило особую инспекцию. Правление дороги состояло из четырех выбранных обществом директоров.
Возведение дороги началось в апреле 1869 года. Оно велось быстрыми темпами, от Москвы и Смоленска навстречу друг другу. От Первопрестольной до Можайска построили шесть станций: Москва, Одинцово, Голицыно, Кубинка, Щелковка (с 1912 года – Дорохово), Можайск. Для рабочих в Одинцово возвели поселок железнодорожников.

Московско-Брестская железная дорога. Начало XX века

На станции в Москве построили веерное депо на 10 паровозов и корпус на 12 паровозов, в Кубинке – депо на 2 паровоза, в Можайске – на 12 паровозов.
Большое внимание уделяли здоровью работников. К примеру, на сооружавшейся линии устроили медицинскую часть. У помещиков, которые жили неподалеку, брали в наем бани. Строителям выдавали рабочие книжки, по которым они могли на месте приобрести продукты по более низким ценам. А чтобы предотвратить срыв работ, ввели запрет на открытие питейных заведений рядом с местом строительства.
После открытия движения руководство железной дорогой было возложено на управляющего. Его назначало правление по согласованию с Министерством путей сообщения. Правительство имело право выкупа магистрали через 20 лет после окончания работ.
Линия Москва – Смоленск протяженностью 392 версты, а также соединительная ветвь с Николаевской железной дорогой длиной 4,64 версты были построены в 1869 – 1870 годах.
В конце апреля 1869-го в Москве началось возведение вокзала, который сначала назвали Смоленским, а затем Брестским.
9 августа 1870 года от Смоленска до Гжатска прошли первые рабочие поезда. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября, открытие движения – 20 сентября.
График движения поездов был составлен на одну пару – из Москвы в 8 часов 30 минут, из Смоленска – в 11 часов 50 минут. Линия пользовалась большой популярностью: из-за наплыва пассажиров с 1 октября 1870 года по ней пустили дополнительный поезд.
Решение о строительстве дороги Смоленск – Брест было принято 4 марта 1870 года. Подробнее об этом – в следующей публикации.

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика