Стандарт – во главе угла
Специалисты Белорусской железной дороги приняли участие в заседании Межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт».
Помимо белорусских в его работе были задействованы более 100 экспертов из государств – членов Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), железных дорог колеи 1520 мм, производителей железнодорожной техники, научных институтов.
На заседании был представлен отчет о работе МТК 524 за 2020 год, рассмотрен план на 2021 – 2023 годы. Также обсуждалось развитие международных отношений в области стандартизации, основные вопросы обновления действующих и разработки новых межгосударственных стандартов, применение которых будет способствовать исполнению требований безопасности государств – членов МТК 524. В ходе мероприятий эксперты проанализировали потенциал перспективного направления – цифровой экосистемы управления нормативно-технической документацией и установленными в ней требованиями для проектирования, производства, испытаний, сертификации, эксплуатации, ремонта и утилизации железнодорожной техники. Она позволит разрабатывать и внедрять системы управления жизненным циклом критически ответственных составных частей железнодорожного подвижного состава, функционирующие на основе машиночитаемой нормативной и нормативно-технической документации. Более наглядно изучить данную тему специалистам помог представленный на заседании образец – разработка в области стандартизации, связанная с переходом на цифровой машиночитаемый и машинопонимаемый формат. Он включает в себя несколько элементов: информационную карту, графику, видео и 3D-модели, числовые карты, а также текст XML для контекстного поиска. В настоящий момент на завершающем этапе находится реализация пилотной части проекта по созданию Цифровой экосистемы управления требованиями к колесной паре железнодорожного подвижного состава.
– В 2021 – 2023 годах в рамках МТК 524 основное внимание планируется уделить разработке стандартов на грузовые и пассажирские вагоны, локомотивы и МВПС, железнодорожный путь и сооружения, тормозные системы, системы электрификации и электроснабжения и другие объекты железнодорожного транспорта, – пояснил начальник службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством Белорусской магистрали Владимир Фролов. – Всего предполагается подготовить около 100 межгосударственных стандартов, из них 32 довести до принятия МГС в 2021 году.
Также на заседании была отмечена необходимость выстраивания взаимодействия полномочных представителей государств – членов МТК 524 с национальными органами по стандартизации с целью оперативной выработки единой позиции по принимаемым стандартам в каждом государстве – члене МГС.
Специалисты Белорусской магистрали в 2020 году в рамках МТК 524 рассмотрели 55 стандартов, из которых 43 уже согласованы. В этом году на завершающем этапе находятся еще 2, разрабатываемых БелГУТом.
Инга МИНДАЛЁВА