«Нам надо Родину спасать!»
Очень важно и сегодня сберечь память о героическом прошлом наших дедов и прадедов в годы Великой Отечественной. Особую роль в этом играет сбор и архивирование семейных воспоминаний о родственниках, принимавших участие в боевых действиях или сражавшихся в тылу врага. В этом уверен и Александр Безуевский, много лет отработавший кочегаром паровоза, слесарем по ремонту вспомогательного оборудования тепловозов.
В преддверии Дня Победы он рассказал о своем отце – фронтовике, ветеране Гомельского вагонного депо Иване Антоновиче.
– Можно сказать, что тяга к стальной магистрали передалась мне по наследству. Даже службу в армии проходил в железнодорожных войсках, – отмечает собеседник. – Отец без малого 40 лет отработал в Гомельском вагонном депо, на заслуженный отдых ушел в 75 лет. Начинал в 1935 году слесарем текущего ремонта. В то время предприятие называлось вагонным участком. Через два года, набравшись опыта и знаний, освоил обязанности осмотрщика вагонов. Когда началась война, оборудование и подвижной состав вывезли в тыл, а большинство железнодорожников добровольцами ушли на фронт. Среди них был и мой отец. Мама вместе с бабушкой и мной, 6-месячным, отправилась к родственнице на станцию Прибор. Там она была связной партизанского отряда.
Александр Иванович бережно перебирает старые фотографии, пожелтевшие от времени документы. Один из них – из Центрального архива Министерства обороны СССР. Там указано, что его отец Иван Безуевский с июля 1941 года по февраль 1942-го был поездным вагонным мастером военно-санитарного поезда №1059.
Такие составы называли госпиталями на колесах, поездами милосердия… Железнодорожные бригады и медперсонал спасали жизни тысяч советских солдат под прицельным вражеским огнем: фашистов не смущало наличие красных крестов и отсутствие защиты. Поэтому и сами поезда возвращались с передовой «ранеными».
– Отец рассказывал, что на многих станциях были организованы пункты ремонта, – вспоминает собеседник. – Вагоны тщательно осматривали, проверяли и ремонтировали системы отопления, водоснабжения, электроосвещения, вставляли выбитые стекла, «латали» кузова, крыши. В 1942 году военно-санитарный поезд
№ 1059 попал под сильную бомбежку. Отец был серьезно ранен – левую ногу насквозь пробило осколками снаряда. Три из них врачи так и не смогли извлечь. Папа никогда не жаловался, но было видно, что фронтовой «подарок» причиняет ему боль. Про войну рассказывать не любил. Лишь в редкие минуты откровения говорил, что чудом остался жив. Он добровольцем ушел на фронт и всегда с грустью и слезами на глазах вспоминал 17-летних мальчишек, которые рвались на передовую. Многие, подавая документы в военкомат, добавляли себе лишние годы. Под впечатлениями от его рассказа я посвятил им стихи:
…Рыдали матери навзрыд,
Глядя на наш бойцовский вид.
Мольбой горели их глаза:
«Еще, сыночки, вам нельзя»…
…Нам возражал и военком,
Но мы ломились напролом:
Коль не положено законом –
Уедем первым эшелоном.
И все само произойдет,
Найдем, где враг, найдем, где фронт.
Ведь время нам нельзя терять,
Нам надо Родину спасать!..
За проявленное мужество и стойкость Иван Безуевский награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Когда в 1943-м освободили Гомель, он вернулся на родину. Помогал восстанавливать вагонное депо. Трудился бригадиром колесного цеха, позже здесь мастером. Также много лет работал в ПТО на станции Гомель-Хозяйственный (ныне Гомель-Четный). Был осмотрщиком-пролазчиком (проводил осмотр под вагоном и остукивал колеса с внутренней стороны, а также проверял автосцепку), старшим осмотрщиком. В 1969-м вышел на пенсию, но еще несколько лет трудился в разных должностях. Окончательно на заслуженный отдых ушел в 1985 году.
– Я никогда не слышал от отца плохих или обидных слов. Он вел здоровый образ жизни и старался не нервничать по пустякам. После войны долгое время ходил на костылях, позже – с палочкой. Но это обстоятельство не мешало ему справляться с любой работой, даже с ремонтом вагонов, – отмечает собеседник. – В его трудовой книжке в разделе о поощрениях и наградах нет чистых строк: премии, почетные грамоты, благодарности. Удостоен звания «Ударник коммунистического труда». За какое бы дело он ни брался, доводил его до совершенства. Он был настоящим трудоголиком. Никогда не сидел сложа руки. С юности любил столярничать. Вместе с моим дедом строил людям дома. Некоторые и сегодня можно увидеть в районе деревянной застройки Гомеля. К слову, и наш дом я с отцом возводил вместе. Позже мы разбили большой сад, где было много сортов яблок, ягод. Он ушел из жизни в 86 лет. Я очень им горжусь. Для меня он стал примером и в жизни, и в работе. Бережно в нашей семье хранятся его награды, медали, документы. Уже более полувека исправно идут настольные часы с гравировкой, которые отцу подарили за добросовестную работу на железной дороге.
Лидия СЕРГЕЕВА