Сентябрь
Чт
12
2024

«Все получится, если есть желание»

Познавать окружающий мир, раскрывать собственный творческий потенциал и постигать специфику выбранной профессии… Поистине безграничные возможности открывает перед учащимся Оршанского колледжа – филиала БелГУТа Александром Кухтой его увлечение.

Хобби молодого человека – моделизм. К этому занятию он относится настолько серьезно, что созданных работ хватило для персональной выставки технического творчества. Она с успехом прошла в учебном заведении и ярко продемонстрировала грани таланта будущего железнодорожника.
Эту профессию он выбрал еще в детстве. Дом Александра находится недалеко от стальной магистрали, и наблюдая за поездами, он очень хотел стать машинистом. После окончания девяти классов школы решил поступить в оршанский отраслевой колледж. Правда, планы пришлось подкорректировать – во время медкомиссии выяснилось, что водить поезда Александру нельзя. И тогда он выбрал другую специальность – «электроснабжение на железнодорожном транспорте».
Сейчас герой публикации учится на третьем курсе, до окончания колледжа всего год. В дальнейших планах – поступление на заочное отделение в БелГУТ и работа по специальности.
Именно во время учебы в колледже Александр Кухта стал более серьезно заниматься созданием моделей. Это хобби появилось у него еще в детстве. Вспоминает, что начинал когда-то с машин и танков. А поворотным моментом называет просмотр сериала «Мотыльки», в котором шла речь о катастрофе на Чернобыльской атомной электростанции. Александр тогда учился в восьмом классе. Эта тема его увлекла. Он пересмотрел много фотографий тех лет и решил сделать макет.
– Сначала составил примерный чертеж станции, – уточняет Александр. – Старался, чтобы каждая деталь, каждый обломок соответствовали реальным, пусть и в меньшем масштабе.
Это была первая серьезная работа, в которую парень вложил много сил. А когда поступил в колледж, решил делать макеты, связанные с железной дорогой. Так появились модели электровоза ЧС4т-600 и тепловоза ЧМЭ3-4425. Прежде чем приступить к их созданию, он тщательно изучил историю и устройство этих локомотивов.
Тогда же, на первом курсе, Александр приступил к новому проекту – макету электрифицированного участка железной дороги с системой однофазного переменного тока 27,5 кВ. Окончил работу только на третьем курсе! Вот как сам автор рассказывает об этом:
– Масштаб – 1 к 22,5. В работе использовал фанеру, картон, бумагу, медную проволоку. Макет представляет собой участок железнодорожного полотна, над которым смонтирован один пролет контактной сети переменного тока. Весь проект выполнен исключительно вручную – начиная от основания и заканчивая изоляторами на опорах. На макете есть даже бригада из шести человек, которая выполняет работы по ремонту контактной подвески без снятия напряжения. Двое работают непосредственно с изолированной съемной вышки, еще двое удерживают ее от опрокидывания, остальные ограждают место работ. При изготовлении пролета контактной сети особое внимание уделял аккуратности и детализации, очень хотелось передать все максимально точно и реалистично.
На выставке была представлена еще одна интересная работа Александра Кухты – самодельная электрогитара.
– Корпус я вырезал из фанеры… ручным лобзиком, склеивал, вручную обтачивал наждачкой, затем красил. Электронику и фурнитуру заказывал в интернете. В итоге получилась не просто гитара, а музыкальный инструмент в рабочем состоянии. Не беда, если у кого-то, как и у меня, нет необходимого оборудования. Все получится, когда есть желание, – отмечает молодой человек.
…Выставка, которая прошла в колледже, – первая для Александра. Предложил ее провести и помог с идеями педагог-организатор. Дальше Саша все делал сам. Начал готовиться еще до Нового года: доделывал макеты, продумывал стиль, пояснительные записки.
– Даже в презентациях я рисовал фоны сам, вырисовывал каждый элемент. Решил, что если уж проводить выставку, то надо делать качественно и понятно. Чтобы люди смотрели на макет и понимали, что это такое. В итоге все прошло хорошо.
Теперь Александр считает, что нужно переходить на более высокий уровень. А значит, создавать действующие макеты. Идей, как признается наш герой, у него много, они появляются постоянно, надо только «загореться» и сделать. А как складывается судьба готовых работ?
– Честно говоря, я не привязываюсь к тому, что делаю. Потому что получаю удовольствие от процесса, а не от конечного результата. Часто дарю свои модели. Например, первую электрогитару отдал соседскому мальчику. А макет электрифицированного участка железной дороги – в колледж. Считаю, что здесь от него пользы будет больше, чем дома на полке.

Анастасия ЛАРИНА
Фото из архива героя

Яндекс.Метрика