Январь
Ср
22
2025

Добросовестно, с полной отдачей

Три поколения представителей семьи Кириченко связаны с локомотивным депо Гомель. Причем все они выбрали профессию машиниста. На днях 91-й день рождения отпраздновал глава большой семьи – Владимир Иосифович Кириченко.

Четыре поколения семьи Кириченко: правнук Данила, сын Александр, основатель династии Владимир Иосифович, внук Никита

– Мы живем буквально в сотне шагов от депо. Поэтому в детстве я не только знал все серии локомотивов, но даже различал их по звучанию гудка, – вспоминает сын именинника Александр Кириченко. – А рассказы отца о любимом паровозе серии П (его еще называли «Победа»), о разных сериях тепловозов – все это мне было интереснее любых других историй. В свободное время я бежал в депо и наблюдал, как отец с помощником готовят локомотив к рейсу. Так что решение получить права машиниста у меня четко сформировалось еще в школьные годы. Соседи тоже были железнодорожниками. И даже в выходные или праздники разговоры у взрослых были о работе. Но с особым восхищением, затаив дыхание, мы, мальчишки, слушали их воспоминания о войне.
Владимиру Иосифовичу было 11 лет, когда началась Великая Отечественная. А за неделю до страшного 22 июня не стало его отца. И Вова с мамой остались в родном селе Рубцы Донецкой области. В их доме некоторое время располагался штаб главнокомандующего войсками Юго-Западного фронта маршала Тимошенко. Яркие воспоминания у маленького Вовы и от встречи с отступающими итальянцами.
– Не помню год, но это точно было зимой. Замерзшие, голодные, они забегали в помещение, просили еды, прямо из кипящего котелка хватали недоваренную картошку, – говорит ветеран. – А через некоторое время в деревню пришли советские солдаты. Мы с друзьями с восторгом рассматривали красные и золотые звезды на обмундировании, просили у военных проехать с ними на танке.
Когда Донецкую область окончательно освободили, Владимир пошел работать в колхоз. В 1945 году он поступил в железнодорожное училище. После его окончания распределился на Северо-Донецкую железную дорогу. Работал монтером пути, дежурным по станции Хацапетовка (сейчас Углегорск). В 1955-м устроился шофером в трест «Дзержинскуголь» – пригодились водительские права, полученные во время службы в армии.
В 1960-м переехал в Гомель. Трудился кочегаром паровоза в местном депо. Без отрыва от производства окончил отраслевой техникум. Пять лет был помощником машиниста, а после окончания дортехшколы и сдачи экзамена в Управлении дороги получил права машиниста паровоза, дизель-поезда и тепловоза.
В свой первый самостоятельный рейс отправился в 1970 году. Освоил все серии тепловозов, которые в это время прибывали в депо. С 1978-го по 1980 год трудился в вывозном движении, а последующие пять лет – в маневровом. С особой теплотой вспоминает руководство депо и машинистов-инструкторов, с которыми работал: Михаила Шкловского, Петра Оскирко, Евгения Шибинского, Владимира Неезжалого и Игоря Вольского.
– Отец трудился добросовестно, с полной отдачей, всегда с удовольствием осваивал тепловозы, изучал все новое. Как опытнейшему работнику ему доверяли «обкатку» молодых машинистов, – вспоминает сын именинника Александр Владимирович. – Он ушел на пенсию в 1985 году, а я приступил к работе в депо в 1983-м. Поэтому он успел меня многому научить. И даже дома, в нерабочее время, строго спрашивал Правила технической эксплуатации, заставлял их пересказывать.
Мой собеседник, как и мечтал, тоже окончил железнодорожный техникум. Но поездной практики и опыта вождения составов ему пришлось набираться за сотни тысяч километров от дома. В военкомате, увидев среди прочих документов права помощника машиниста тепловоза, призывника направили в Волгоградскую военную школу машинистов тепловозов, а оттуда – на БАМ. За добросовестную службу и безаварийный пробег на локомотиве награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Через год его перевели в Карелию, где сержант Кириченко водил составы со стройматериалами к месту возведения горно-обогатительного комбината в Костомукше. Вернувшись в Гомель, Александр Владимирович пять лет работал в грузовом движении. А с 1990-го – на маневрах.

Машинист тепловоза
Владимир Кириченко, 1977 год

Продолжил семейную традицию и его сын Никита. В депо он пришел в 2006 году после окончания отраслевого училища. Начинал помощником машиниста дизель-поезда и тепловоза. Набравшись опыта и знаний, окончил курсы и получил права на управление тремя видами подвижного состава – дизель-поездом, электропоездом, тепловозом.
– Я не настаивал, чтобы он продолжил династию. Если заставлять, толку все равно не будет, – рассуждает Александр Кириченко. – В нашей работе важную роль играет интерес к профессии, и он у сына есть. Никита задает много вопросов, занимается самообразованием. Мне еще отец говорил, что нужно понимать ответственность – как за людей в поезде, так и за тех, кто вокруг, да и за саму технику, которую тебе доверили.
Есть в семье Кириченко еще одна семейная черта – все мужчины любят рыбалку и автомобили. Александр Владимирович отмечает, если он с сыном Никитой ремонтирует машину, Владимир Иосифович всегда рядом. Спрашивает, интересуется, дает советы.
– Отец за рулем с 18 лет. Владел сначала «Москвичом», потом «Жигулями» разных моделей. И эти машины знал как свои пять пальцев, – рассказывает Александр Кириченко. – Да он до сих пор помнит все электрические схемы тепловоза ТЭ3. Вместе с отцом мы на дачном участке построили дом. Со временем заложили большой сад, где по праздникам собираемся всей дружной семьей. У меня есть старшая сестра. А Владимир Иосифович богатый дедушка и прадедушка: у него четыре внука и шесть правнуков.

Лидия
СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика