Сентябрь
Ср
11
2024

Когда оживает история

В преддверии Дня Победы первичная профсоюзная организация Управления Белорусской железной дороги организовала экскурсию для состоящих на учете ветеранов. Это стало приятным подарком для людей, посвятивших не одно десятилетие жизни стальной магистрали.

В музее истории Великой Отечественной войны

Минск древний и Минск молодой… Во время увлекательного путешествия по белорусской столице ветераны по-новому взглянули на улицы, площади и проспекты родного города. Символично, что многие его знаковые объекты тесно связаны с историей железнодорожного транспорта…
Началась экскурсия с Привокзальной площади. Ее настоящей жемчужиной является здание железнодорожного вокзала, распахнувшее двери в 2000 году. Красивое, многофункциональное, удобное для пассажиров – это, без преувеличения, одна из визитных карточек столицы. Авторы проекта, архитекторы Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов, за свою уникальную работу в 2005 году были удостоены Государственной премии Беларуси.
С особым вниманием участники экскурсии слушали информацию об ансамбле жилых зданий, расположенных напротив вокзала. И минчане, и гости столицы хорошо знают два одиннадцатиэтажных дома. Их неслучайно называют «воротами города». Дом, расположенный между улицами Ленинградской и Кирова, построили раньше остальных. В 1951 году жилье в нем получили более 150 семей работников тогда еще Минской железной дороги.
Следующая остановка – площадь Независимости. Она самая большая в столице. В общей композиции доминирует здание Дома правительства. Также здесь можно увидеть корпуса нескольких учебных заведений – Белорусского государственного университета, Белорусского педагогического университета имени Максима Танка. И все же особое внимание привлекает Красный Костел – еще один символ города. Его возвели по инициативе Эдварда Войниловича в память о его рано ушедших из жизни детях. Храм Святого Симеона и Святой Елены создавали архитекторы Томаш Пояздерский, Владислав Маркони и Генрих Гай. Культовое место имеет непростую судьбу – лишь в 1990 году его вернули верующим. Интересный факт: Эдвард Войнилович последние годы жизни провел в польском Быдгоще, а в 2006-м его прах перезахоронили в Минске недалеко от входа в костел.
…Автобус продолжает движение по проспекту Независимости. К слову, в позапрошлом веке это была улица Захарьевская, названная в честь первого гражданского губернатора Минска Захария Корнеева. Впоследствии она не раз меняла свое наименование.
А вот и Октябрьская площадь. Торжественный вид ей придают здания Дворца Республики, Республиканского Дворца культуры профсоюзов. Рядом – Дом офицеров. Ветераны-железнодорожники вспоминали, как в прежние годы во время праздников ходили по этим украшенным улицам на праздничные демонстрации…
Когда-то здесь был жилой район с малоэтажной застройкой и рыночной площадью. В XIX веке тут заложили сквер, а в нем установили скульптурную композицию «Мальчик с лебедем» – в честь открытия минского водопровода. Чуть позже возвели городской театр – теперь это Национальный академический театр имени Янки Купалы.
Подъезжаем к площади Победы, в центре которой находится постамент с взмывающим в небо 38-метровым обелиском. Монумент Победы, проект архитекторов Владимира Короля и Георгия Заборского, открыт в 1954 году. Он стал символом мужества нашего народа в годы Великой Отечественной войны. 3 июля 1961-го Вечный огонь здесь зажег почетный гражданин города, Герой Советского Союза генерал-полковник Алексей Бурдейный. Любопытно, что на протяжении многих лет эта площадь называлась Круглой, переименовали ее в 1958 году.
…Затем автобус поворачивает в другой район Минска – Верхний город. Его возвели на холме рядом с Замчищем. Площадь Свободы, улицы Интернациональная, Зыбицкая, Герцена, Комсомольская, Революционная… У каждой – своя история.
Один из знаковых объектов – городская ратуша. Ее появление связано с получением Минска в 1499 году Магдебургского права. Ратуша изначально была деревянной, но во второй половине XVII века появилось каменное здание. Здесь проходили заседания магистрата и суда, хранили казну, меры объема и весы. В середине XIX ратуша была снесена. Современное здание возвели в 2004 году по сохранившимся документам и чертежам. Напротив входа можно увидеть памятник, установленный в 2014-м, под названием «Войт» (войт в давние времена возглавлял магистрат).
Внимание участников экскурсии привлекло и здание бывшей церкви Святого Духа (сейчас здесь размещается концертный зал «Верхний город»). Храм возвели в XVII столетии. В нем хранилась чудотворная Минская икона Божией Матери. По преданию, ее написал святой апостол и евангелист Лука. В 1936 году здание было уничтожено и лишь в 2001-м возвели новое, которое воспроизвело облик прежнего строения. Знаменитая икона сегодня находится в Свято-Духовом кафедральном соборе. К слову, статус кафедрального, главного православного храма Беларуси, ему был присвоен в 1961 году.
Стоит обратить внимание на скульптурные композиции. В одной из них воплощены белорусский драматург и писатель Винцент Дунин-Марцинкевич и композитор Станислав Монюшко. С большим интересом ветераны-железнодорожники рассматривали музыкальную скамейку. Ее установили на площади Свободы к 250-летию со дня рождения композитора Михаила Клеофаса Огинского. Если присесть на ее середину, начнет звучать фрагмент известного полонеза «Прощание с Родиной».
– Буквально на каждом шагу удивительные открытия! – не скрывает эмоций ветеран редакции газеты «Железнодорожник Белоруссии» Иван Лянцевич. – Словно за один день побывал в разных эпохах, почувствовал живое дыхание истории…
И вот, наконец, заключительный пункт нашего маршрута – Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. В зал «Мир накануне и в первые годы Второй мировой войны» экскурсанты входят через переход, оформленный в виде Холмских ворот Брестской крепости. Документы, личные вещи, награды, оружие… Трагедию мирного населения и героизм красноармейцев передает диорама «Оборона Минска 25 – 28 июня 1941 года». Сталинградская и Курская битвы, рассказ о тружениках тыла, партизанское движение в Беларуси… Представлена также информация о вкладе железнодорожников в приближение Великой Победы.
Завершилась экскурсия на приятной музыкальной ноте. Перед ветеранами выступили учащиеся Белорусской государственной академии музыки.
– Посещение музея произвело неизгладимое впечатление, – говорит ветеран службы делопроизводства и контроля исполнения Анна Моргунова. – Даже сложно представить, что пережили наши отцы и деды в то страшное время. Несмотря ни на что, смогли выстоять и победить. Низкий им поклон и вечная память!
– А мой отец Владимир Петрикевич войну завершил на Дальнем Востоке, где шли бои советской армии с японцами. Затем трудился на Белорусской железной дороге, – поделилась воспоминаниями ветеран дороги, в прошлом работница хозяйственного отдела Сталина Синкевич.
– Мы должны свято беречь память о Победе, сохранить ее для новых поколений, – убежден ветеран службы технической политики и инвестиций Бронислав Живица.
В заключение все ветераны выразили благодарность профсоюзной организации Управления дороги и ее председателю Светлане Лукашевич за организацию познавательной экскурсии.

Станислав САВЧЕНКОВ

Яндекс.Метрика