Когда оживает история
В преддверии Дня Победы первичная профсоюзная организация Управления Белорусской железной дороги организовала экскурсию для состоящих на учете ветеранов. Это стало приятным подарком для людей, посвятивших не одно десятилетие жизни стальной магистрали.
Минск древний и Минск молодой… Во время увлекательного путешествия по белорусской столице ветераны по-новому взглянули на улицы, площади и проспекты родного города. Символично, что многие его знаковые объекты тесно связаны с историей железнодорожного транспорта…
Началась экскурсия с Привокзальной площади. Ее настоящей жемчужиной является здание железнодорожного вокзала, распахнувшее двери в 2000 году. Красивое, многофункциональное, удобное для пассажиров – это, без преувеличения, одна из визитных карточек столицы. Авторы проекта, архитекторы Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов, за свою уникальную работу в 2005 году были удостоены Государственной премии Беларуси.
С особым вниманием участники экскурсии слушали информацию об ансамбле жилых зданий, расположенных напротив вокзала. И минчане, и гости столицы хорошо знают два одиннадцатиэтажных дома. Их неслучайно называют «воротами города». Дом, расположенный между улицами Ленинградской и Кирова, построили раньше остальных. В 1951 году жилье в нем получили более 150 семей работников тогда еще Минской железной дороги.
Следующая остановка – площадь Независимости. Она самая большая в столице. В общей композиции доминирует здание Дома правительства. Также здесь можно увидеть корпуса нескольких учебных заведений – Белорусского государственного университета, Белорусского педагогического университета имени Максима Танка. И все же особое внимание привлекает Красный Костел – еще один символ города. Его возвели по инициативе Эдварда Войниловича в память о его рано ушедших из жизни детях. Храм Святого Симеона и Святой Елены создавали архитекторы Томаш Пояздерский, Владислав Маркони и Генрих Гай. Культовое место имеет непростую судьбу – лишь в 1990 году его вернули верующим. Интересный факт: Эдвард Войнилович последние годы жизни провел в польском Быдгоще, а в 2006-м его прах перезахоронили в Минске недалеко от входа в костел.
…Автобус продолжает движение по проспекту Независимости. К слову, в позапрошлом веке это была улица Захарьевская, названная в честь первого гражданского губернатора Минска Захария Корнеева. Впоследствии она не раз меняла свое наименование.
А вот и Октябрьская площадь. Торжественный вид ей придают здания Дворца Республики, Республиканского Дворца культуры профсоюзов. Рядом – Дом офицеров. Ветераны-железнодорожники вспоминали, как в прежние годы во время праздников ходили по этим украшенным улицам на праздничные демонстрации…
Когда-то здесь был жилой район с малоэтажной застройкой и рыночной площадью. В XIX веке тут заложили сквер, а в нем установили скульптурную композицию «Мальчик с лебедем» – в честь открытия минского водопровода. Чуть позже возвели городской театр – теперь это Национальный академический театр имени Янки Купалы.
Подъезжаем к площади Победы, в центре которой находится постамент с взмывающим в небо 38-метровым обелиском. Монумент Победы, проект архитекторов Владимира Короля и Георгия Заборского, открыт в 1954 году. Он стал символом мужества нашего народа в годы Великой Отечественной войны. 3 июля 1961-го Вечный огонь здесь зажег почетный гражданин города, Герой Советского Союза генерал-полковник Алексей Бурдейный. Любопытно, что на протяжении многих лет эта площадь называлась Круглой, переименовали ее в 1958 году.
…Затем автобус поворачивает в другой район Минска – Верхний город. Его возвели на холме рядом с Замчищем. Площадь Свободы, улицы Интернациональная, Зыбицкая, Герцена, Комсомольская, Революционная… У каждой – своя история.
Один из знаковых объектов – городская ратуша. Ее появление связано с получением Минска в 1499 году Магдебургского права. Ратуша изначально была деревянной, но во второй половине XVII века появилось каменное здание. Здесь проходили заседания магистрата и суда, хранили казну, меры объема и весы. В середине XIX ратуша была снесена. Современное здание возвели в 2004 году по сохранившимся документам и чертежам. Напротив входа можно увидеть памятник, установленный в 2014-м, под названием «Войт» (войт в давние времена возглавлял магистрат).
Внимание участников экскурсии привлекло и здание бывшей церкви Святого Духа (сейчас здесь размещается концертный зал «Верхний город»). Храм возвели в XVII столетии. В нем хранилась чудотворная Минская икона Божией Матери. По преданию, ее написал святой апостол и евангелист Лука. В 1936 году здание было уничтожено и лишь в 2001-м возвели новое, которое воспроизвело облик прежнего строения. Знаменитая икона сегодня находится в Свято-Духовом кафедральном соборе. К слову, статус кафедрального, главного православного храма Беларуси, ему был присвоен в 1961 году.
Стоит обратить внимание на скульптурные композиции. В одной из них воплощены белорусский драматург и писатель Винцент Дунин-Марцинкевич и композитор Станислав Монюшко. С большим интересом ветераны-железнодорожники рассматривали музыкальную скамейку. Ее установили на площади Свободы к 250-летию со дня рождения композитора Михаила Клеофаса Огинского. Если присесть на ее середину, начнет звучать фрагмент известного полонеза «Прощание с Родиной».
– Буквально на каждом шагу удивительные открытия! – не скрывает эмоций ветеран редакции газеты «Железнодорожник Белоруссии» Иван Лянцевич. – Словно за один день побывал в разных эпохах, почувствовал живое дыхание истории…
И вот, наконец, заключительный пункт нашего маршрута – Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. В зал «Мир накануне и в первые годы Второй мировой войны» экскурсанты входят через переход, оформленный в виде Холмских ворот Брестской крепости. Документы, личные вещи, награды, оружие… Трагедию мирного населения и героизм красноармейцев передает диорама «Оборона Минска 25 – 28 июня 1941 года». Сталинградская и Курская битвы, рассказ о тружениках тыла, партизанское движение в Беларуси… Представлена также информация о вкладе железнодорожников в приближение Великой Победы.
Завершилась экскурсия на приятной музыкальной ноте. Перед ветеранами выступили учащиеся Белорусской государственной академии музыки.
– Посещение музея произвело неизгладимое впечатление, – говорит ветеран службы делопроизводства и контроля исполнения Анна Моргунова. – Даже сложно представить, что пережили наши отцы и деды в то страшное время. Несмотря ни на что, смогли выстоять и победить. Низкий им поклон и вечная память!
– А мой отец Владимир Петрикевич войну завершил на Дальнем Востоке, где шли бои советской армии с японцами. Затем трудился на Белорусской железной дороге, – поделилась воспоминаниями ветеран дороги, в прошлом работница хозяйственного отдела Сталина Синкевич.
– Мы должны свято беречь память о Победе, сохранить ее для новых поколений, – убежден ветеран службы технической политики и инвестиций Бронислав Живица.
В заключение все ветераны выразили благодарность профсоюзной организации Управления дороги и ее председателю Светлане Лукашевич за организацию познавательной экскурсии.
Станислав САВЧЕНКОВ