О каждом – добрые слова
Для потомственного железнодорожника – ведущего инженера отдела материально-технического снабжения Витебского отделения Белорусской железной дороги Андрея Мальцева магистраль не просто работа, а, скорее, призвание. Ведь этому делу он отдал более 40 лет. Сопричастны к нему и близкие, которые тоже связаны со стальной магистралью в общей сложности уже более века.
Первым в отрасль пришел отец собеседника – Дмитрий Андреевич Мальцев. Уроженец Полоцка, до июня 1941 года он работал машинистом паровоза в Полоцком депо. Во время войны в составе паровозной колонны особого резерва попал под Сталинград. Там под пулями и бомбежками доставлял к линии фронта военную технику. В семье бережно хранят его боевые награды. Среди них медали «За оборону Сталинграда», «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», орден Трудового Красного Знамени, а также знаки «Отличный паровозник», «Ударник Сталинского призыва», многочисленные юбилейные награды.
После войны Дмитрий Мальцев обосновался в Витебске, где трудился машинистом в паровозном депо. Вскоре познакомился с будущей женой – витебчанкой Сабиной. До войны она также начала трудовую деятельность в паровозном депо города. Во время Великой Отечественной в эвакуации под Оренбургом была кочегаром на паровозе.
– Трудно даже представить, каково было ей, хрупкой девушке 20 с небольшим лет, выполнять такую тяжелую работу, – рассуждает Андрей Дмитриевич. – Мужья двух сестер моей мамы тоже были машинистами в том же паровозном депо. После войны и она там еще немного трудилась. Затем долгое время была бухгалтером в городских организациях.
Андрей Дмитриевич с детства хранит в памяти и образ отца – в длинной черной шинели и фуражке. Когда дома за большим столом собирались родственники, все разговоры были только о железной дороге. Неудивительно, что сразу после окончания школы, в 1979 году, парень устроился в локомотивное депо: сначала учеником слесаря, затем слесарем электромашинного цеха, ремонтировал тяговые электродвигатели. Три с лишним года был секретарем комсомольской ячейки предприятия, позже – контролером слесарных работ. В 1989-м Андрей Мальцев освоил новую для себя сферу – занялся вопросами материально-технического обеспечения. Сначала трудился инженером по снабжению, затем стал начальником соответствующего сектора в локомотивном депо, отвечал за поставки запчастей и других материалов.
Последние пять лет Андрей Дмитриевич работает в отделе материально-технического снабжения уже в Витебском отделении. Собеседник подчеркивает, что весь штат отдела функционирует, как единый механизм, бесперебойно и своевременно снабжая всем необходимым предприятия отделения. В частности, Андрей Мальцев отвечает за обеспеченность углем, торфобрикетом, электрическими и пневматическими инструментами, пломбировочными устройствами и многим другим. Инженер должен отлично знать потребности каждого участка дороги, обладать коммуникабельностью, организаторскими способностями и умением предусмотреть и предвидеть, определенной уверенностью и смелостью, чтобы взять на себя серьезную материальную ответственность.
– Нужно найти необходимый товар у поставщиков или на бирже, вовремя осуществить закупки, соблюдая сроки поставок согласно годовым заявкам предприятий. Но, пожалуй, самое сложное – постоянное общение с людьми, что требует терпения, такта, знания психологии, – поясняет железнодорожник.
Все эти качества помогают Андрею Дмитриевичу достигать хороших результатов. У него множество почетных грамот и благодарностей за добросовестный труд, а также фотография размещена на Доске почета предприятия.
Более 15 лет работает в локомотивном депо Витебск и его жена Наталья. Значительную часть этого времени женщина заведует домом отдыха локомотивных бригад.
– Стараемся, чтобы у нас всегда было тихо, уютно и чисто. Своих посетителей знаем хорошо, нам даже известны кулинарные предпочтения каждого, – с улыбкой рассказывает Наталья Владимировна. – У машинистов и их помощников нелегкий труд, и наша задача – обеспечить им полноценный отдых, после которого они будут чувствовать себя бодрыми и полными сил. Это и есть индивидуальный подход к человеку.
Работа определяет и общие интересы супругов, а также круг друзей и знакомых. Праздники в Парке культуры и отдыха железнодорожников, концерты во Дворце культуры железнодорожников – и в молодости, и сейчас все связано с магистралью. Мальцевы любят вместе проводить время на природе, на озере, гулять по городу. Наталья в свободную минутку с удовольствием вышивает, главное украшение дома – созданные ею картины.
В будущем году пара отметит 40-летний юбилей совместной жизни. Но и сегодня супруги хорошо помнят первую встречу – на свадьбе у родственников. На тот момент Андрею Мальцеву было всего 20, а Наталье не исполнилось и 18. Они, молодые и амбициозные, только строили планы. И принятому тогда серьезному решению – идти по жизни рука об руку – не изменяют до сих пор.
Состоялись Мальцевы и как родители. Их сын Максим – ведущий инженер Информационно-вычислительного центра Витебского отделения, занимается обслуживанием компьютерной техники по Витебскому вагонному депо и предприятию «Витебскгрузсервис». Он рос самостоятельным и ответственным, увлекался техникой, был на «ты» с компьютером. Во время учебы в Витебском государственном технологическом университете проходил практику в Информационно-вычислительном центре Витебского отделения. После окончания вуза устроился туда работать: считал предприятие перспективным и стабильным и по сей день не разочаровался в выборе. В обязанности Максима Андреевича входит обслуживание более 200 компьютеров, принтеров, обеспечение бесперебойного функционирования единой автоматизированной системы «Электронная перевозка». За 12 лет работы на магистрали он получил немало благодарностей и поощрений. Кроме того, железнодорожник увлекается автомобилями, посвящая им много свободного времени.
На железной дороге работает и жена Максима – Евгения. Они подарили родителям двух внуков. Старшему Ярославу семь лет, он любит слушать рассказы о том, как прадедушка водил во время войны паровозы, знает, что у того есть много наград. Младшему Виталию всего два годика. Вполне возможно, они станут четвертым поколением Мальцевых-железнодорожников. К слову, в этой отрасли трудится и племянник Андрея Дмитриевича: Артур Мальцев уже более десяти лет мастер в локомотивном депо Витебск.
– Одна команда, – емко и просто характеризует свою семью ее глава. – Магистраль во все времена не только соединяла города и страны, но и всегда славилась преемственностью поколений. Это важная связь между прошлым, настоящим и будущим. Вдвойне приятно, когда профессию, которой ты предан сам, выбирают дети, внуки. Передавая опыт и знания, занимаясь общим делом, родные люди становятся еще ближе и сплоченнее. Для нас железная дорога – это образ жизни и даже образ мышления…
Татьяна
ВЕРАСНЕВА