Март
Пт
29
2024

Во всех смыслах – уникальный

Один из символов города над Бугом, известный не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами… 28 мая вокзалу станции Брест-Центральный исполнилось 135 лет.

Вокзал в Брест-Литовске считался одним из самых красивых строений в Российской империи. Роскошное здание возвели всего за три года по указу императора Александра III, который присутствовал на церемонии его открытия в мае 1886 года. Архитектору Борису Лорбергу была поставлена задача выполнить такой проект, чтобы вокзал стал не просто запоминающимся для иностранцев объектом, но и воротами в Европу. И с этой задачей он блестяще справился.
На строительство вокзала были потрачены огромные деньги – более 2 млн. рублей золотом. Он напоминал средневековый замок с четырьмя башнями. О нем ходили даже легенды, его изяществом приезжали любоваться многочисленные путешественники, которые были впечатлены комфортными условиями. Здесь уже в те времена были водопровод и отопление, а внутри размещались телеграф, почтовое отделение и буфеты. Интересный факт: в 1888 году этот вокзал первым в России был электрифицирован (на других применялись керосиновые лампы) – электричество для освещения вырабатывали три динамо-машины.
К началу ХХ века поезда отправлялись отсюда в шести направлениях – на Влодаву, Высоко-Литовск, Брянск, Киев, Варшаву и Москву. Во время Первой мировой войны пассажирское здание было сильно разрушено. Восстанавливали его в 1920 годы. Благодаря варшавскому архитектору Гольдбергу был перестроен фасад здания, сочетающий в себе черты классицизма и барокко.
В первые дни Великой Отечественной на оборону вокзала встали железнодорожники, милиционеры и военнослужащие, ожидающие своих поездов. Группы защитников возглавили лейтенант Николай Шимченко, старшина Павел Баснев и начальник линейного отделения милиции Андрей Воробьев. Без разрушений в годы войны здесь тоже не обошлось. Но многое уцелело. После ее окончания саперы несколько недель разминировали помещения и территорию привокзальной площади.
В 1945 году на Брестском вокзале побывал Иосиф Сталин по пути на Потсдамскую конференцию. Он отметил: «Несмотря на послевоенную разруху страны, в Бресте нужно построить такой вокзал, чтобы была видна мощь и гордость Советского Союза». Здание реконструировали в 1953 – 1957 годах. В работах принимали участие лучшие архитекторы и инженеры СССР. Среди них был скульптор Евгений Вучетич – автор знаменитого «Воина-освободителя» в берлинском Трептов-парке.
В таком виде вокзал сохранился до наших дней. Тогда же на нем появился 41-метровый шпиль с пятиконечной звездой. Здание выполнено в стиле сталинского ампира, облицовано мрамором и гранитом, привезенным сюда из разных уголков бывшего Союза. Благодаря обилию природных камней его часто называют своеобразным музеем мрамора.
За свою 135-летнюю историю на Брестском вокзале побывали многие известные люди: Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Петр Машеров, Алексей Косыгин, Жорж Помпиду, Ким Ир Сен, Валентина Терешкова, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Михаил Ульянов, Владимир Высоцкий и другие. Сотни фотографий с автографами и портретами знаменитостей удалось сохранить в историко-политическом музее (сейчас комната истории), которой в мае исполнилось 35 лет.

Администратор «Клуба СВ» Людмила Кислюк

Сегодня Брестский вокзал – это современный пассажирский комплекс. В 2014 году завершилась его реконструкция, сохранившая исторический облик и позволившая сделать здание еще более уютным. Особый колорит интерьеру придают изящные люстры в зале ожидания, лепнина ручной работы, смальтовая мозаика и оригинальный декор помещений. Его красоту отмечают и сами брестчане, и гости города.
Вокзал является памятником архитектуры Республики Беларусь, здесь даже проводят экскурсии для туристов. К 1000-летию Бреста в 2019 году на набережной реки Мухавец появился арт-объект – солнечные часы. Композицию украшают 16 металлических макетов главных достопримечательностей Бреста. Наряду с мемо-
риальным комплексом «Брестская крепость-герой», Холмскими воротами, драматическим театром, музеем «Берестье», на ней размещен и вокзал станции Брест-Центральный. Его нередко называют визитной карточкой Белорусской магистрали.
– Мы стараемся всегда соответствовать высокому статусу, предлагая пассажирам максимальный уровень комфорта и качественные услуги, – говорит начальник вокзала станции Брест-Центральный Виктор Кулай. – Современный вокзальный комплекс состоит из шести зданий и построен по «островному» типу, что позволяет одновременно принимать и отправлять поезда с разных направлений, следующих по Беларуси, а также в страны СНГ и Евросоюза. Особенность его в том, что через наш вокзал проходят пути разной ширины колеи – 1520 мм и 1435 мм. Ежедневно к нам прибывают и отправляются 34 пары пассажирских поездов региональных, межрегиональных и международных линий. За прошлый год пассажиропоток составил более 2 млн. человек (за пять месяцев 2021-го предварительно более 700 тысяч).
Вокзал станции Брест-Центральный – внеклассный наряду с Минским, Витебским и Гомельским. В республиканском смотре-конкурсе по санитарному состоянию и благоустройству он неоднократно становился победителем.
Работники вокзала поддерживают чистоту и порядок внутри помещений и на территории, развивают сервис.
В коллективе 245 человек. Среди самых опытных – заведующий билетными кассами Елена Руда, заведующий камерами хранения Валентина Арендарук, старший контролер-кассир Ирина Попова, билетные кассиры Наталья Алексеюк, Ирина Якутова, Людмила Русак, Ирина Гайдукович и другие. В прошлом году знаком «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени отмечены заместитель главного бухгалтера Елена Самарай и ведущий инженер-технолог Елена Мишина. Благодарность начальника дороги объявлена электромонтеру Николаю Харзе, Благодарность руководителя отделения – билетному кассиру Светлане Жебрун. Почетной грамотой Брестского отделения отмечена диктор Наталья Халецкая.
Четыре оригинальных фонтана с подсветкой, композиции «Барышня с зонтиком» и «Фонарь-указатель» расстояний до городов авторства известного брестского скульптора Евгения Осадчего стали настоящим украшением вокзала.
– Большим спросом пользуются у пассажиров комнаты отдыха (это 37 одно- и двухместных номеров, а также повышенной комфортности, экономкласса и для людей с ограниченными физическими возможностями), зал повышенной комфортности «Клуб СВ», который в прошлом году посетили 1477 человек, – продолжает Виктор Федорович. – На вокзале размещены объекты общественного питания и торговли: кафе, бистро, ресторан с разнообразным меню. Здесь же можно купить продукты в дорогу.

Зал ожидания

К услугам пассажиров – камеры хранения ручной клади, комната матери и ребенка, парковки на территории, в том числе для автомобилей инвалидов. Недавно был обновлен фасад багажного отделения, отремонтирован пассажирский мост, связывающий две части города. На Варшавской стороне вокзала – современный пассажирский павильон. Здесь, а также на самом вокзале работают специализированные кассы, обслуживающие инвалидов-колясочников.
Приобрести проездные документы можно не только в билетных кассах, но и через терминалы самообслуживания – всего их 10 (в прошлом году установлены пять таких устройств в здании вокзала, билетных кассах и павильоне на Варшавской стороне).
В нынешнем году запланировано внедрение единой автоматизированной системы информирования пассажиров о расписании движения поездов.
Посетителям предлагаются такие бесплатные услуги, как зарядка мобильных устройств и гаджетов, доступ к Wi-Fi, просмотр телепрограмм, пользование книгами по системе буккроссинга, вызов такси, заказ меню из ресторана.
– В связи со 135-летием вокзала организуем фотовыставку, которая расскажет о его истории, производственных достижениях, а также вспомним наших ветеранов и лучших работников, – подытоживает главный инженер Александр Стромук. – Мы гордимся людьми, которые внесли большой вклад в его развитие в разные периоды. А для пассажиров подготовим праздничный концерт с участием коллективов Брестского Культурно-спортивного центра.

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика