Электрический резерв
Инфраструктура Белорусской железной дороги пополнится несколькими тяговыми подстанциями. Новые объекты появятся в Гомельском отделении магистрали и в Минском узле.
В ближайшее время планируется завершить строительство тяговой подстанции Жердь (на фото), расположенной на участке Светлогорск-на-Березине – Калинковичи. Основные работы выполнены, оборудование смонтировано. Осталось лишь уложить некоторые кабельные линии и благоустроить территорию.
– К реализации проекта приступили в прошлом году, – рассказывает начальник службы электрификации и электроснабжения Управления дороги Виталий Кононцов. – Строительство выполняется по типовому проекту, доказавшему свою эффективность при электрификации участков дороги на Гомель.
Благодаря вводу в эксплуатацию тяговой подстанции Жердь улучшится электроснабжение контактной сети на участке от Жлобина до Калинковичей. Участок от Жлобина до Светлогорска-на-Березине уже электрифицирован, регулярное движение электропоездов было открыто там в июне 2020 года. На очереди – участок до Калинковичей и Барбарова. Работы выполняются в плановом порядке.
Вместе с тем ведется строительство тяговой подстанции Барбаров, расположенной на станции Михалки (участок Калинковичи – Словечно). Благодаря такому комплексному подходу будет обеспечено надежное электроснабжение для движения поездов по новым электрифицированным линиям.
В ближайшей перспективе планируется значительно усовершенствовать и схему питания контактной сети в Минском железнодорожном узле и на подходах к нему. Для этого в столице построят подстанцию Минск-Тяговая. Она появится на улице Ольшевского недалеко от моторвагонного депо Минск. Белорусская железная дорога уже заключила договор строительного подряда с генподрядчиком. В соответствии с разработанным архитектурным проектом рассматриваются варианты приобретения технологического оборудования.
– Новый объект будет во многих отношениях уникален, – подчеркнул Виталий Кононцов. – Например, с учетом ограниченности пространства и для повышения безопасности все оборудование будет размещено в здании с применением новых модулей и видов изоляции. На других тяговых подстанциях чаще всего часть инфраструктуры располагается на открытых площадках. Кроме того, в столице планируется применить современные высокотехнологические материалы и оборудование.
На Минск-Тяговой количество питающих контактную сеть линий возрастет вдвое по сравнению с мощностями тяговой подстанции Минск-Северная, введенной в эксплуатацию более полувека назад. Сегодня она уже не отвечает требованиям времени. Организация дополнительных секций контактной сети позволит существенно повысить надежность действующих участков. Кроме того, будут созданы резервные мощности с учетом перспектив организации регулярного пассажирского сообщения между столицей и Национальным аэропортом, а также реализации других проектов.
Помимо строительства новых объектов продолжается модернизация действующих. В частности, за последние годы удалось значительно нарастить потенциал тяговой подстанции Верейцы. На очереди – финальный этап. Параллельно проектируется модернизация тяговой подстанции Руденск.
Кроме строительства контактной сети на участке Жлобин – Калинковичи – Барбаров большое внимание планируют уделить обновлению аналогичной инфраструктуры от Ждановичей до Уши. Ранее такие работы провели на участке Уша – Молодечно протяженностью около 15 км, где фактически демонтировали сеть, которая эксплуатировалась несколько десятилетий, и построили новую. В дальнейшем то же будет выполнено на 50-километровом участке. Сложность этой задачи заключается в ее реализации при интенсивном движении поездов с сохранением напряжения в сети на одном из путей двухпутной линии. Дополнительные трудности связаны с необходимостью замены сети на нескольких станциях: Беларусь, Радошковичи, Дубравы, Олехновичи и Уша.
Эти работы станут частью комплекса мер по развитию полигона электрификации Белорусской железной дороги. В 2016-м началось регулярное движение поездов на электровозной тяге между столицей и Гомелем. В 2015 – 2017 годах был успешно электрифицирован участок Молодечно – Гудогай – госграница, открыто движение электропоездов по маршруту Минск – Вильнюс. Этот опыт будет востребован в дальнейшем подразделениями хозяйства электрификации и электроснабжения Белорусской железной дороги.
Иван ЛИПНИЦКИЙ