Качество всегда в цене
Предприятия Белорусской железной дороги стали лауреатами Премии Правительства Беларуси за достижения в области качества. Торжественная церемония прошла в столичном Дворце Республики с участием премьер-министра Романа Головченко.
Нынешний конкурс, который проводится с 1999 года, стал уже 22-м по счету. На этот раз лауреатами премии признаны 13 организаций. Среди них – предприятие «Институт «Белжелдорпроект» и ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод», акции которого переданы в управление магистрали. Еще 22 претендента, в том числе Витебское вагонное депо, успешно подтвердили звание лауреата, полученное в предыдущие годы. При оценке конкурсантов компетентное жюри учитывало способность предприятия или организации определять стратегию своего развития, находить новые рынки сбыта, разрабатывать и производить инновационную конкурентоспособную продукцию, применять методы современного менеджмента, сохранять высокую социальную ответственность по отношению к персоналу, окружающей среде и обществу.
– Сохранить лидерство сегодня смогут только те компании, которые выстраивают стратегию и тактику своего развития на основе качества во всех сферах деятельности, – подчеркнул в выступлении на торжественной церемонии премьер-министр Роман Головченко. – Современный мир требует того, чтобы стандарты качества внедрялись абсолютно на всех этапах жизненного цикла изделия.
По его словам, лауреаты премии – хороший пример для других. Они успешно осваивают новые рынки сбыта, развивают экспорт, тем самым наполняя понятие «белорусское качество» новым смыслом. Такое стремление к совершенствованию формирует основу экономической мощи нашей страны, влияет на уровень жизни и уверенность в завтрашнем дне.
Премьер-министр Беларуси особо отметил важность вклада в экономику страны тех предприятий и организаций, которые успешно занимаются импортозамещением и вместе с этим предлагают конкурентоспособную продукцию и услуги на внешних рынках, наращивают экспортную выручку. В числе таковых он назвал и лауреатов Премии Правительства, представителей Белорусской железной дороги – предприятие «Белжелдорпроект» и ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод».
Проектно-изыскательское республиканское унитарное предприятие «Институт «Белжелдорпроект» – одна из старейших проектных компаний Беларуси, история которой насчитывает более 80 лет. Все начиналось с создания в Гомеле в 1938 году небольшой организации, в штате которой было лишь около 30 человек.
Сегодня это современный проектный институт с высокопрофессиональной управленческой и исполнительской
командой, позволяющий успешно работать на отечественном и зарубежном рынках. Основная миссия предприятия – удовлетворение потребностей Белорусской железной дороги, других субъектов хозяйствования в новых технологиях, проектных решениях, соответствующих мировому уровню и способствующих развитию научно-технического прогресса.
Многолетний опыт позволяет выполнить проектные работы любой сложности в минимальные сроки и по приемлемой цене. За период существования предприятия его специалисты выполнили множество проектов по электрификации, организации скоростного движения поездов, модернизации систем автоматики, телемеханики и связи, объектов промышленного, гражданского строительства, созданию новых производств и транспортно-логистических терминалов. Один из новых объектов, которым можно гордиться, – Центр управления перевозками Белорусской магистрали.
– Спортсмены ориентируются на олимпийский девиз «быстрее, выше, сильнее!». Мы в своей работе тоже ставим амбициозные цели и стремимся их достичь, – рассказывает директор предприятия Александр Музок. – Премия Правительства за достижения в области качества – дополнительный стимул к тому, чтобы не снижать планку, одерживать новые победы.
По его словам, сейчас у специалистов «Белжелдорпроекта» множество заказов – и не только от Белорусской железной дороги, но и от стальных магистралей других стран. Есть и нежелезнодорожные объекты. Конкурентное преимущество института – многолетний практический опыт и широкая цифровизация, применение 3D-моделирования и других современных технологий.
Еще более длительный исторический путь прошел Борисовский шпалопропиточный завод. Он был создан около 120 лет назад для обеспечения потребностей строящейся сети железных дорог. С тех пор многое изменилось. Но предприятие и сегодня остается надежным поставщиком продукции для Белорусской магистрали. Оно обеспечивает ее деревянными шпалами и брусьями – как мостовыми, так и для стрелочных переводов.
Успешно справляться с задачами помогает регулярное обновление производственных мощностей. В частности, в 2006 году предприятие было полностью реконструировано, а в 2013-м завершился очередной этап обновления. Сегодня проектная мощность рассчитана на ежегодный выпуск до 1 млн. деревянных шпал.
Для Белорусской магистрали предприятие производит примерно треть своей продукции, основную часть экспортирует: на заводе успешно осваивают зарубежные рынки сбыта.
– Мы поставляем продукцию во многие страны СНГ и Балтии, – рассказывает директор предприятия Геннадий Просмыцкий. – В минувшем году освоили рынок Великобритании, и есть хорошие перспективы для успешного развития этого сотрудничества.
Устойчиво работает и Витебское вагонное депо. Три года назад предприятие стало лауреатом Премии Правительства за достижения в области качества. А в нынешнем успешно подтвердило свой статус. В депо создана хорошая производственная база. В частности, есть участки по ремонту и изготовлению деталей, колесно-роликовый, вагоносборочный, ремонтно-механический и другие.
Благодаря этому выполняется широкий спектр работ. Это, в частности, текущий отцепочный ремонт, техническое обслуживание грузовых и пассажирских вагонов. Кроме того, предприятие специализируется на капитальном ремонте четырехосных цистерн, предназначенных для перевозки нефтепродуктов. Успешно справляются в депо и с ремонтом восьмиосных, в которых можно перевозить до 120 тонн груза.
– Безусловно, помогают нам накопленный опыт и инвестиции в производство, – рассказывает заместитель начальника Витебского вагонного депо Сергей Старикович. – Но многое зависит и от коллектива, профессионализма каждого работника, эффективности взаимодействия всех тружеников.
Такая стратегия себя оправдывает: депо успешно выполняет заказы не только Белорусской железной дороги, но и для других клиентов – отечественных и зарубежных.
На высокие стандарты ориентирована и деятельность локомотивного депо Барановичи. После распада СССР перед этим предприятием была поставлена сложная задача – освоить новые крупные виды ремонта электровозов и другой техники. И в депо с этим успешно справились. Предприятие стало хорошим ориентиром не только для своих коллег с аналогичных предприятий Белорусской магистрали, но и железнодорожников других государств. На него равняются, изучают передовой опыт.
Локомотивное депо Барановичи – признанный лидер и в сфере менеджмента. Поэтому вполне закономерно, что именно представитель этого предприятия был признан победителем конкурса «Лучший менеджер по качеству». Соответствующий диплом на торжественной церемонии вручили начальнику центра по стандартизации и управлению системой качества предприятия Елене Чайковской.
– Система менеджмента качества – это комплекс, который необходимо последовательно развивать, – пояснила Елена Александровна. – Такие меры позволяют оперативно выявлять слабые места производства, совершенствовать работу, повышать конкурентоспособность перевозок и ремонтных услуг.
Поэтому в депо последовательно расширяют применение системы управления качеством. Важным этапом в реализации этой стратегии стал и 2020 год.
В ходе торжественной церемонии, прошедшей во Дворце Республики, были вручены и другие престижные награды, в том числе нагрудный знак «Лидер качества». Отмечены победители конкурса на лучшую дипломную и научно-исследовательскую работу в области менеджмента и контроля качества.
Руслан
АНАНЬЕВ