Сентябрь
Пн
09
2024

Традиции мастерства

85 лет назад в городе над Сожем была организована жилищно-ремонтная контора № 3, на балансе которой числилось всего пару десятков строений. Сегодня – это Гомельская дистанция гражданских сооружений, коллектив которой добросовестно и по-хозяйски содержит порядка тысячи зданий и сооружений, расположенных по всей области. За десятилетия организация не раз изменяла свое название, но неизменными остались производственные традиции и высокий уровень мастерства специалистов, которые востребованы на всей стальной магистрали.

Станция Уза в 1976 году…

В мае 1936 года в результате разукрупнения Западной железной дороги была организована Белорусская железная дорога с Управлением в городе над Сожем. А через месяц образована жилищно-ремонтная контора № 3, куда «из-под присмотра» службы пути были переданы здания и сооружения жилищно-коммунального и социально-культурного хозяйства. Подразделение обслуживало участок Гомель – Тереховка – Голевицы – Хальч и ветку Василевичи – Хойники. Кроме капитального ремонта строили новые дома, бани, блок-посты и другие объекты. Коллектив насчитывал всего 50 человек.
В августе 1941 года жилищно-ремонтная контора прекратила деятельность, имущество частично вывезли в тыл. Но как только город освободили от немецко-фашистских захватчиков, работники начали возвращаться. Уже 30 декабря 1943-го был издан приказ о назначении начальником конторы Арсения Кирьянова и других руководящих кадров.
Гомель был в руинах, не осталось практически ни одного целого дома. Но люди, вдохновленные радостью победы и верой в новую жизнь, с энтузиазмом принялись за восстановление. Так, местные умельцы по деталям собрали циркулярную пилу, строгальный и гонторезный станки, другие инструменты. В кратчайшие сроки в доме № 12 по Банной Аллее был организован прорабский пункт жилищно-ремонтной конторы № 3, а в подвальном помещении оборудованы столярные мастерские. Позже появились прорабские пункты на станциях
Гомель-Пассажирский и Гомель-Хозяйственный, три домоуправления.

…и в 2021-м

В связи с увеличением на обслуживаемом участке количества построенных вокзалов и служебно-технических зданий возникла необходимость создания единой организации, которая бы их обслуживала, а также проводила текущий и капитальный ремонт. В апреле 1948 года жилищно-ремонтная контора была преобразована в дистанцию зданий и сооружений. Гомельское подразделение пополнилось ремонтно-строительной группой паровозного отделения и участком Щорс. На баланс также передали служебные помещения служб движения, пассажирской и грузовой.
В 1955 году дистанцию зданий и сооружений переименовали в дистанцию гражданских сооружений с подчинением Управлению Белорусской железной дороги. А через год, в связи с новым районированием железных дорог, прорабский пункт и домоуправление Щорс были переданы Юго-Западной железной дороге. В 1958-м дистанция перешла в подчинение Гомельского отделения. Спустя два десятка лет предприятие приросло участками расформированного Жлобинского подразделения: Жлобин – Красный Берег и Жлобин – Рогачев.
Активный этап развития предприятия пришелся на 60-е – 80-е годы ХХ века, когда велось строительство материально-технической базы и техническое перевооружение. Активно занимались капитальным ремонтом станционных зданий и сооружений, приводили их в порядок. На январь 1990 года в дистанции действовали три прорабских пункта и четыре домоуправления.
– Помимо эксплуатации зданий и сооружений железнодорожного транспорта мы занимались ремонтом ведомственных больниц, детских садов, автобаз, бань, помещений Военизированной охраны и других служебно-технических зданий, – вспоминает старейший ветеран предприятия Валентина Коробова (Маслюк). – Также обслуживали пионерские лагеря, стадион «Локомотив», санаторий-профилакторий Гомельского отделения.
Придя в дистанцию штукатуром в 1953 году, Валентина Михайловна стала свидетелем того, как предприятие прошло главные вехи развития. За 38 лет трудового стажа принимала участие в обслуживании многих объектов. За безупречное выполнение задач награждена знаком «Отличный работник Белорусской железной дороги», медалью «За трудовую доблесть», орденом «Знак Почета».
В Гомельской дистанции гражданских сооружений с уважением относятся к ветеранам и истории предприятия. В канун праздничной даты подготовили тематические стенды, где отображены основные этапы становления, архивные фотографии. На некоторых из них можно увидеть, какими были станционные здания изначально. Председатель ветеранской организации Людмила Ковалева помнит имена практически всех людей, кто изображен на черно-белых снимках. Отдельно собеседница останавливается на фото 1986 года, где запечатлена встреча ветеранов войны.
– К сожалению, из них никого уже нет в живых. А когда я пришла работать в 1970 году, было 45 человек, – рассказывает Людмила Степановна. – Фронтовыми дорогами прошли Иван Горелый, Борис Мельников, Всеволод Карецкий, Петр Колеников, Анна Бурцева и Мария Третьякова. Борислав Россинский дошел до Берлина. Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» награжден Григорий Нестеренко, а Михаил Келлер участвовал в освобождении Беларуси. Оба были начальниками дистанции. В разные годы предприятие возглавляли и другие талантливые руководители, сумевшие собрать вокруг себя команду профессионалов: Григорий Лобанов, Арсений Кирьянов, Андрей Нетребо, Иван Масловский, Николай Скопич, Вячеслав Банников, Петр Стоцкий, Илья Беленький.

Маляры Татьяна Евтеева
и Валентина Колос

Сейчас предприятием руководит Виктор Исаченко – человек с большим опытом. В этой должности он уже десять лет. Последние несколько лет стали для коллектива Гомельской дистанции гражданских сооружений периодом интересных и ответственных задач: подготовка постов ЭЦ узловых и линейных станций для установки современного оборудования МПЦ, реконструкция Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, а также здания бывшего общежития, где теперь располагается Линейный центр транспортного обслуживания «Гомель».
– В нынешнем году наше отделение в центре внимания – планируется открытие регулярного движения поездов на электротяге на участке Жлобин – Калинковичи, переключение устройств электрической централизации на микропроцессорную в Гомельском узле. В реализации стольких важных проектов активное участие принимали и наши профессионалы, – рассказывает Виктор Иванович. – На посту ЭЦ станции Гомель-Нечетный они провели капитальный ремонт, заменили электропроводку, смонтировали светодиодное освещение, переустроили системы отопления, вентиляции, водоснабжения и канализации. Аналогичные работы состоялись на станциях Красный Берег, Мормаль и Ящицы. Большое внимание уделили обновлению пассажирской инфраструктуры: на станциях Калинковичи, Светлогорск-на-Березине уложили мелкоштучную плитку, в том числе тактильную – для людей с ограниченными физическими возможностями.
Сегодня гомельские специалисты трудятся на десятке других объектах отделения. Ведут-ся работы под МПЦ на станции Гомель-Северный. Внутри уже оштукатурили стены, заменили окна и двери, обновили систему отопления и водоснабжения.Изменения происходят также в залах ожидания, на постах ЭЦ, релейных и связевых станций Холодники, Останковичи. Ежегодно согласно утвержденному плану Гомельского отделения железной дороги, проводятся капитальный и текущий ремонты лечебного корпуса и жилых помещений санатория, подготовка детского оздоровительного лагеря «Лесные дали».
В коллективе дистанции – 280 человек. На участках обслуживания расположены 69 станций, 87 остановочных пунктов, более двух сотен пассажирских платформ. Также на балансе 69 котельных. Всего порядка 1,6 тыс. объектов, еще 93 – на техническом обслуживании.
В структуре предприятия три производственных участка: в Гомеле, Жлобине и Калинковичах. В каждом узле есть участок ремонтно-строительных работ, участки по техническому содержанию и обслуживанию зданий и сооружений, транспортный участок и участок котельного хозяйства. Успех обеспечивает и хорошая материально-техническая база. В распоряжении работников около 40 единиц различной техники, а также средств малой механизации. Высокопроизводительному труду во многом способствуют и комфортные условия на рабочих местах. Их созданию, а также организации отдыха уделяет первостепенное внимание не только руководство, но и профсоюзная организация, которую много лет возглавляла Елена Медведь.
– Недостаточно просто владеть таким богатым хозяйством, необходимо содержать все в исправном состоянии, – отмечает начальник дистанции Виктор Исаченко. – Залог успеха – в каждодневном, плодотворном, рациональном труде коллектива, а он подобрался хороший. Неоднократно наши работники становились призерами дорожного конкурса профмастерства. У многих большой профессиональный стаж, немало отраслевых наград и государственных. А в эти июньские дни их стало еще больше. И именно благодаря таким людям дистанция неоднократно в числе победителей отраслевого соревнования.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика