И вдохновение, и результат
Сегодня в Беларуси отмечается День изобретателя и рационализатора. Это праздник тех, кто продвигает вперед науку, обладает нестандартным мышлением и смелостью решений.
Есть такие люди и на Белорусской железной дороге. Председатель ветеранской организации Могилевского отделения Владимир Гребёнкин награжден нагрудным знаком «Изобретатель СССР», имеет звание «Лучший рационализатор железнодорожного транспорта».
Как признается Владимир Дмитриевич, техника увлекала еще с детства, которое прошло в Актюбинске (сейчас Актобе, Казахстан). Примером во многом стал отец Дмитрий Александрович, который был инженером путей сообщения и до 85 лет продолжал работать: сначала на магистрали, а позднее преподавателем в актюбинском железнодорожном техникуме. Он знакомил учащихся с изысканием и проектированием железных дорог.
После окончания ЛИИЖТа Владимир Гребёнкин по распределению попал в Гомельскую дистанцию сигнализации и связи, оказавшись в самой гуще технической реконструкции. На станциях внедрялись устройства электрической централизации стрелок и сигналов.
– Раньше стрелки переводили стрелочники, а с вводом ЭЦ это стал выполнять дежурный по станции с помощью пульта. Первыми новые устройства получил Гомель-Северный. Но еще не все соседние станции были готовы к совместной работе. Требовался какой-то переходной вариант и сделать его предложили мне, – вспоминает Владимир Дмитриевич. – В итоге моя разработка была признана рационализаторским предложением.
Так получилось, что молодому специалисту на первых порах пришлось еще и преподавать. С 1969-го по 1972 год электромеханик проводил занятия для коллег и даже для руководства дистанции. Все дело в том, что полученная им специальность на тот момент была еще новой, как и предстоящие коллективу задачи. Надежным соратником стала супруга. Валентина Васильевна, как инженер-связист, хорошо понимала задумки мужа и помогала во всем. Вместе трудились на железной дороге, вместе чертили схемы.
После трех лет работы в Гомеле Владимира Гребёнкина перевели в Могилевскую дистанцию сигнализации и связи на должность главного инженера. Здесь его ждали большие возможности для технического творчества. В конце семидесятых годов на станции Могилев-2 была построена сортировочная горка. Оставался нерешенным вопрос, каким образом переводить стрелки: построить горочную ЭЦ (долго и дорого) или поставить десятки стрелочников (затратно и опасно). Оба варианта были отклонены, и Владимиру Дмитриевичу предложили найти иной способ решения проблемы. Изобретатель не подвел и разработал схему, которая контролировала действия дежурного по горке. Всякий раз, когда он переводил стрелочную рукоятку, вспомогательное реле на доли секунды становилось под ток и замыкало свой контакт в схеме управления. Если в это время стрелка была свободна, то она переводилась. Если же на ней находился вагон – оставалась на месте.
Позднее это ноу-хау было внедрено на сортировочных горках в Витебске и Слуцке, а также в других городах. Измененную схему признали изобретением под названием «Устройство для управления стрелочным переводом», а Владимир Гребёнкин стал «Изобретателем СССР». В 1979 году он получил звание «Лучший рационализатор железнодорожного транспорта». Талантливому инженеру его присвоили за разработку и внедрение более ста рацпредложений, многие из которых используются и сегодня.
Идеи могилевского изобретателя нашли свое воплощение не только на стальной магистрали. Например, после аварии на ЧАЭС в 1986 году стала ощущаться нехватка электроэнергии. В то время Владимир Дмитриевич уже руководил техническим кружком «Юный железнодорожник», в котором занимались старшеклассники. С целью экономии электроэнергии ими было разработано устройство для включения и автоматического отключения освещения в подъездах жилых домов. Новыми устройствами оборудовали несколько сотен подъездов в Могилеве и получили значительный экономический эффект.
С кружком «Юный железнодорожник» у Владимира Дмитриевича связано немало. Среди других ребят занимался здесь и сын Игорь. Позднее он, как и родители, окончил ЛИИЖТ, стал программистом. В свое время разработки кружковцев прославили не только Могилевское отделение, но и дорогу в целом. А сейчас планы Владимира Гребёнкина связаны с вовлечением в рационализаторскую работу учащихся транспортного класса, руководителем которого он является.
– Хотелось бы, чтобы ребята поучаствовали в запуске макета устройств ЭЦ в техническом классе отделения дороги, – делится железнодорожник. – Кроме того, пробую разработать для них какие-то программы на электронном «экзаменаторе Гребёнкина». Когда-то он был апробирован на станции Могилев, но с его помощью можно принимать любые экзамены.
Владимир Гребёнкин в июне отметил 75-летие, но возраст для него – это только паспортные данные. Останавливаться и бездействовать он не собирается, ведь, как известно, главная награда для любого изобретателя – это практическое воплощение его идей.
Елена ВЕТРОВА